Из Павлов в Савлы

Прежде всего хочу извиниться за пропуск вчерашнего номера. Во вторник  я свой компьютер видел два раза, и то издали:о) С утра участвовал в конференции, посвященной 75-летию заповедника "Столбы", после обеда вел занятия по Pagemaker-у в нашем учебном центре, а потом поехал по небольшому делу в Mr De Sign-у, да и застрял у него до самой ночи - давно мы с ним не беседовали в оффлайне "за жизнь". Понимаю, что это не может служить отмазкой, но все три этих дела были для меня очень важны. 

Ну, о Столбах и говорить нечего - эта тема сейчас занимает меня очень сильно (думаю, это заметно и по Сталкеру:о)

Ну, вот, скажем, Pagemaker. Без лишней скромности могу сказать, что бОльшая часть редакций красноярских "районок" обучена компьютерной верстке мною, и занятие это доставляло и доставляет мне большое удовольствие. Приезжает к тебе "нулевой" человек откуда-нибудь из районного центра - и через неделю уже уезжает с готовым шаблоном "районки" и номером-двумя, сверстанными собственноручно. А потом, через несколько месяцев, будучи по случаю "в городе", привозит номера газеты, исполненные уже не дедовскими наборными машинами, а сверстанные на компьютере. То есть результат налицо и взаимное удовлетворение сторон - также. Скажем, в том же Интернете приходится ждать результата гораздо дольше и удовлетворение наступает  значительно реже:о)

Так совпало, что и с Mr De Sign -ом мы также говорили об удовлетворении, результатах и прочих сопутствующих вещах. Внеплановые эти "Мысли вслух" как раз и родились из этого разговора. Собственно говоря, речь шла о моей статье "Остановиться, оглянуться..." и реакции на нее Mr De Sign-а. Он в этой статье обронил фразу, которая, пожалуй, является, ключевой: "Позволю себе не согласиться с позицией автора, в которой присутствует скорее тоска уставшего от бесконечных блужданий по информационным помойкам интеллектуала, чем здравый рассудочный оптимизм обозревателя...". Именно так. Точнее не скажешь о том состоянии, в котором я сейчас пребываю. Два года назад, когда я занялся обозревательской деятельностью, этого рассудочного оптимизма было хоть отбавляй. Просторы Интернета тогда рассекали одинокие флибустьеры, все было в новинку и все, за что ни возьмись, пахло творчеством. Если пролистать тогдашние выпуски Сталкера, то легко увидеть: они наполнены сплошным "Даешь! Даешь!" Нашему красноярскому Интернету не хватает того, не хватает сего, давайте наляжем и сделаем. 

И делали ведь, не корысти ради, а идеи для. Одна эпопея под названием "Здесь не пахнет портянками" чего стоила - а ведь удалось раскочегарить народ, начали сайты обновляться... А куча статей, которые я написал в "бумажной" прессе, разъясняя людям, какая это хорошая вещь - Интернет. Казалось - вот, сейчас придет в Интернет куча народа, создастся критическая масса и все станет хорошо. Оно и стало, только почему-то удовлетворения от этого нету никакого. Мы с Витей оба вдруг обнаружили, что, в общем-то, давно уже ходим в Интернет только по крайней надобности. Он по своему дайлапу наработал за последние месяцы какие-то смешные часы, а меня только приверженность к обозревательскому ремеслу заставляет ежедневно  что-то там искать и потом описывать. Вот взял я отпуск с одиннадцатого августа по одиннадцатое сентября - и в Интернете за это время был раза два, и то не по своему желанию...

Почему это происходит, я понял уже, как водится, на лестнице, хотя ответ лежал на поверхности.   То, к чему мы призывали, то, на что мы работали - произошло. Интернет стал массовым. А значит, в него пришел обыватель. Со своими представлениями о том, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо. Со своей прагматичностью и ограниченностью, со своей предвзятостью и нежеланием вслушиваться, вчитываться и понимать, зато с неукротимым желанием высказаться.  Как справедливо отмечает в свой статье Витя, это не хорошо и не плохо. Это нормально. Флибустьерам же нужно или менять свои банданы на форменные фуражки, или отправляться в какие-то другие моря, доселе неизведанные. 

На самом деле внутренний кризис глубже. Когда мы начинали заниматься бизнесом в конце восьмидесятых, это тоже было творчеством, было борьбой. Все было в новинку, и видит Бог, многие из нас делали это не ради денег (хотя от денег, разумеется, никто не отказывался:о). Иных уж нет, а многие далече. Разговаривая же с теми, кто остался, слышишь (и чувствуешь сам) примерно одно и то же: пастись на лугах, истоптанных и унавоженных; пережевывать этот....как его... забыл... с голубыми кристаллами... ну, в общем, который "лучше жевать чем говорить"; регулярно доиться и телиться; дуть щеки, меряться пузами и грызть глотки - это, конечно, можно, да только надо ли? То есть, налицо глубокое неудовлетворение тем, что в результате получилось.

Ну, вот. Я даже придумал название для цикла статей - "Из Павлов в Савлы". Напомню, что Савл - это был такой в начале нашей эры жуткий гонитель христианства, который, что называется, где видел христианина, тут же и мочил. Был при нем штурмовой отряд, который рыскал по окрестностям и отыскивал христианские общины, чтобы скормить их львам. Так вот, этот самый Савл в какой-то момент вдруг, неожиданно, развернулся на 180 градусов,  воспринял христианские идеи, да настолько, что из главного их гонителя стал главным их пропагандистом, принял имя Павел и основал христианскую церковь (до того христиане существовали в виде разрозненных сект). Поговорка "из Савлов в Павлы" как раз и описывает этот процесс. Это вообще очень интересная история, поскольку ничто так не противоречит духу христианства, как официальная организация, его проповедующая, - но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз. 

Сейчас же речь идет о другом: у меня же в каком-то смысле идет обратный процесс. Когда слово "Интернет" было неизвестным или даже ругательным, я был ярым его пропагандистом и неутомимым его строителем. Однако, в силу вредной своей интеллигентской привычки везде докапываться до корня, - чем дальше я иду, тем больше вижу в этом самом Интернете опасностей и побочных эффектов. Это вовсе не означает, что я намерен мочить интернетчиков как только увижу :о) Это означает, что, по-прежнему стремясь к развитию Интернета, я тем не менее хочу выявить его негативные стороны - и обратить на них внимание. Причем речь не идет о плоских клише типа "Интернет - рассадник порнографии" и даже не об учащающихся случаях заболевания интернетоманией. Речь идет о том, что есть гораздо более тонкое воздействие   Интернета на человеческую психологию и, как мне кажется, я начинаю это воздействие осознавать. И я не одинок - листая в Белокурихе годичную подшивку "Компьютерры", я напоролся на вот такую замечательную статью Юрия Ревича "Первые шаги" (Компьютерра, 13 июня 2000 г. #20 (349)). Приведу, например, пару цитат:

"Можно констатировать, что в общем случае каждое высказывание, переданное по сети, будет принято с поправкой в более агрессивную сторону <...>, происходит нечто вроде накопления обид, и вспышки агрессии происходят внезапно, когда непосредственного повода для этого вроде бы и нет: в каждом сообщении определенного лица с маниакальной настойчивостью выискивается очередной наезд на личность субъекта, иногда даже в ситуации, когда сообщение вообще о другом"

"В виртуальной жизни <...> отношение к идее переносится на отношение к человеку вплоть до полного нежелания даже начинать какой-то поиск общих точек соприкосновения. Это ведет к эскалации конфронтации и беспрестанному переходу от обсуждения идей к обсуждению личностей их носителей"

Я этот эффект наблюдал неоднократно на мэйл-листах и форумах. Вы скажете, что и риалайфу это свойственно не в меньшей степени и Интернет тут ни при чем, а при чем недостаточная культура общения. Ну да, и культура тоже, учитывая вышеупомянутый приход на интернетовские просторы обывателя, - но прочитайте все же статью: там говорится о свойствах Интернета, которые провоцируют именно такое поведение. Не все так просто...

Впрочем, я не буду забегать вперед. Я лучше соберусь с мыслями как следует и в воскресенье изложу их более систематически. Потому что на неделе это все равно не получится: ведение курсов по Pagemaker-у поломало мне график напрочь, расплескав рабочий день с девяти до девяти и не оставив времени ни на что другое. Но, как я уже говорил, я об этом не жалею...


Опубликовано:   "Сталкер"21 сентября
© Алексей Бабий 2000