Три цвета ненависти 

Красная

Ненависть в почках набухших томится,
Ненависть - в нас затаенно бурлит, 
Ненависть потом сквозь кожу сочится, 
Головы наши палит.
В.Высоцкий 

Красная ненависть - удел людей слабых и мелких. Она замешана на беспомощности и зависти. Ты считал себя высоким, красивым, сильным и умным, и вдруг оказывается, что кто-то выше, красивее, сильнее и умнее. И, поскольку самому выше уже никак не встать, остается только принизить соперника.

Красная ненависть словоохотлива. Она сыпет оскорблениями, обличениями и голословными обвинениями. Она рождена для митингов, коммунальных кухонь и лавочек у подъезда. Она лжет на каждом шагу, противореча самой себе. Она злорадно комментирует неприятности противника. Она публично хорохорится в случае удач и многословно объясняет свои поражения.

Человек, одержимый красной ненавистью, представляет жалкое зрелище. Собеседники отводят глаза и стараются побыстрее завершить разговор: ибо, о чем бы ни зашла речь, сведется она все равно к проклятиям в адрес врага.

Красная пелена застилает глаза и не дает видеть очевидные вещи. Слепота, в свою очередь,   заставляет делать ошибки и усугублять свое положение. Зацикленность на противнике не оставляет времени и сил на плодотворную деятельность.  

Черная

Ненависть юным уродует лица, 
Ненависть просится из берегов, 
Ненависть жаждет и хочет напиться 
Черною кровью врагов. 
В.Высоцкий

Черная ненависть настояна на мести. Это ненависть жертвы к преступнику. Это ненависть преступника к жертве, которая не позволила себе стать жертвой, которая встала на пути к вожделенному. Это взаимная ненависть жертвы и преступника, непрерывно меняющихся ролями и слившихся в симбиозе.

Черная ненависть наступательна и изобретательна. Черная ненависть действует публично и исподтишка. Чтобы уничтожить врага, все средства хороши. Ее оружие – угрозы, анонимные звонки и письма. Далее все зависит от средств и возможностей: в коммунальной квартире подсыпают дуст в суп, в большом бизнесе взрывают машины вместе с бизнесменами.

За черной ненавистью бывает сила, и порой немаленькая. Но это - грубая сила. Но нет уверенности в своей правоте. Точнее, ее, уверенности, как раз хоть отбавляй, но где-то внутри все равно сидит сознание того, что ты неправ. И что твой противник намного тебя сильнее чем-то неуловимым, чего у тебя нет и быть не может, хотя у тебя, казалось бы, есть все. Именно это сводило с ума палачей всех времен. Именно это распаляло их ненависть. 

Черная ненависть свойственна людям неглупым, но и их она лишает разума. Стремление непременно ущемить противника  вынуждает их к самоубийственным действиям. «Выколю себе глаз, пусть у моей тещи зять будет кривой». Как и в «красном» случае, человек становится рабом собственной ненависти. Именно потому он и слаб.

Белая

Ненависть - ей переполнена чаша, 
Ненависть требует выхода, ждет. 
Но благородная ненависть наша 
Рядом с любовью живет.
В.Высоцкий

Белая ненависть спокойна, она не застилает глаза, но дает подъемную силу. Добру не пристало наступать, но ему нередко приходится защищаться. И оно обычно защищается не тем, что наносит удары, а тем, что обращает удары противника на него же самого. 

Белая ненависть молчалива. Она не шумит о своих победах и не обвиняет никого в своих поражениях - потому что для нее нет ни побед ни поражений. Ее поражения всегда временны. Ее победы всегда вынужденны. Победой может быть только раскаяние противника, а не его уничтожение.  Если, чтобы остановить зло, приходится нанести ему ущерб, это не победа. Это вынужденная мера. Задача заключается в том, чтобы остановить зло, а не в том, чтобы насолить конкретному человеку. 

Белая ненависть – это ненависть к явлению, а не к его носителю. Ненавидеть человека можно только красной или черной ненавистью, поскольку они замешаны на ущемленности, неправоте, и – в конечном счете, слабости. Белая же ненависть дает непреодолимую силу, а слабого соперника невозможно ненавидеть. Его можно презирать, его можно жалеть. Ненависти он никак не заслуживает. Можно ненавидеть алчность, но конкретного сребролюбца можно только пожалеть. Можно ненавидеть подлость, но конкретного подлеца можно только презирать.

Сила белой ненависти – в правоте. Сила белой ненависти - в ее слабости: не она довлеет над человеком, а человек управляет ею. 

От белой ненависти один шаг до любви. Большой, но один. Между любовью и красно-черной ненавистью - пропасть. На дне этой пропасти - кости одержимых, попавших туда из-за пелены в глазах, из-за неумения встать над ситуацией и над самим собой. Но что поделать - каждый выбирает себе дорогу сам...


Опубликовано:   "Сталкер" 11 октября 2000
© Алексей Бабий 2000