Ключ от квартиры, где деньги лежат

Денег в Рунете - куры не клюют, Рунет просто задавлен рухнувшими на него миллионами долларов, которые этот самый Рунет едва успевает переварить и как-нибудь употребить...

Доклад Антона Носика, пресс-конференция и акция Novosibirsk Internet eXchange (встреча между инвесторами и участниками, ищущими инвестиции на собственные проекты) - мероприятия, по форме весьма разные. Доклад - он и в Африке доклад: один говорит, остальные слушают. Пресс-конференция - совсем наоборот: людям задают вопросы, они отвечают. Ну, а акция с длинным английским названием - занятие и вовсе интерактивное: народ сидит в кафе за столиками: вот тут инвестор, а вот тут инвестируемые, посередине пиво в качестве катализатора процесса.

Роднило же все три мероприятия чувство взаимного недоумения.
Одна сторона говорила, что денег в Рунете куры не клюют, что Рунет просто задавлен рухнувшими на него миллионами долларов, которые этот самый Рунет успевает переварить и как-нибудь употребить. Антон Носик сказал, что инвестиции кончатся только тогда, когда будут изъяты из обращения деньги. Причем имелись не деньги инвесторов, а деньги как таковые в качестве всеобщего эквивалента, то есть перспективу он нарисовал весьма далекую. Провинция же, сказал Антон, с точки зрения инвестиций гораздо более привлекательна, чем Москва.

Другая сторона безмолвно (а порой и не безмолвно) вопрошала, а где же этот безумный денежный поток, в каких краях он пролился и почему, например, миновал бескрайние сибирские просторы, на которых, как справедливо заметил Жванецкий, мы как раз имеем несчастье процветать и которые для инвесторов, оказывается, более предпочтительны.

На самом же деле никакого противоречия нет. Для того, чтобы это понять, нужно на минутку влезть в шкуру инвестора. Поясню, поскольку мне это легче: с одной стороны, я ищу инвесторов для своих проектов, с другой стороны, ко мне самому регулярно приходят юноши с горящими глазами и предлагают вложиться в какой-нибудь сногсшибательный проект. Я начинаю говорить юношам о всяких гнусных и скучных буржуйских вещах: о бизнес-плане, о менеджменте, себестоимости и так далее. Юноши соображают, что все это для отвода глаз, а на самом деле я просто сижу на деньгах как собака на сене и жалею употребить их на благородное дело создания сайта, на котором можно было бы найти вообще все и еще немного. Они уходят от меня, проклиная злобного и жадного буржуя. Один из этих юношей, кстати, вернулся ко мне через год, был принят в штат и сейчас безропотно пишет нескончаемую документацию. Созрел для продуктивной работы.

Так вот, когда я не инвестор, а наоборот, когда у меня рождается очередная зажигательная идея, вместе с ней возникает и раздвоение личности. Я-юноша с горящими глазами горячо разглагольствую. Я-буржуй с кислой рожей щелкаю калькулятором. В результате мы оба приходим к выводу, что, если мне не удалось убедить самого себя, то и с реальным инвестором этот номер тоже вряд ли пройдет. И это на самом деле очень полезно.

Так вот, если взглянуть на все это с точки зрения инвестора, то оказывается, что хорошая идея - это мало. Ее нужно хорошо подать. Ее нужно хорошо просчитать. Если вы не сумеете даже этого, то кто ж вам доверит свои деньги, даже на время. Вы бы сами дали деньги маловразумительному типу, который толком не может объяснить, как именно он их собирается потратить? Обидная истина заключается в том, что нередко люди, которые действительно могут сделать что-то стоящее, не в состоянии правильно подать свою идею.

Другая обидная истина заключается в том, что мы и впрямь, располагая прекрасными кадрами (дизайнерами, разработчиками, журналистами), нередко прокалываемся на организации, на менеджменте. Кстати говоря, на Novosibirsk Internet eXchange это было заметно: соискатель рассказывает, какие у него крутые программисты и какие он сделал замечательные проекты, а инвестор пытается уяснить, насколько соискатель вообще понимает организационные проблемы и как у него налажен процесс разработки. То есть, говорят они на несколько разных языках. Об этом, в частности, сказал и Андрей Зотов: мы готовы, сказал он, вкладывать деньги - но в фирмы, которые сумели организоваться и наладить производственный процесс, которые успешно ведут свой бизнес.

Ну, так, говорят тогда, если бы мы сумели все это сделать, то, наверное, и в инвестициях не шибко-то нуждались. Ну, так, отвечают им, а если вы это не можете сделать, то как в вас деньги вкладывать?

Замкнутый круг. Но это только на первый взгляд. На самом деле круг разрывается, если не понимать партнерство слишком узко, только с денежной стороны. Вот если партнерство будет предполагать не только деньги, но и передачу технологий, организационных методов, будет включать в себя стажировку, то пользы от этого будет куда больше.

Итак, как ни парадоксально, деньги в Рунете, действительно, есть. Они, действительно, ищут, кому бы отдаться. И, как ни странно, не находят..

Алексей Бабий


Опубликовано:   "Novocybersk"
© Алексей Бабий 2000