Точки на карте

Оси самоидентификации

Надо сказать, это будет не репортаж, не интервью и не что-нибудь в этом роде. Очень полное освещение "Интернити" можно найти на сайте Новокиберска. А я хочу рассказать о другом. Пожалуй, это была первая "Интернить", на которой постоянно и в прямом смысле слова круглосуточно региональные интернетчики обсуждали свои проблемы. Я на этих тусовках был, мед-пиво... (ну, точнее, меда я что-то не припомню, а пива было о-о-о-о-чень много :о).... пил, сам выступал мало, но в основном мотал на ус и пытался классифицировать. 

Тусовка регональщиков началась. Пока еще без пива.
14.11. Тусовка региональщиков началась. Пока еще без пива.

А тут уже и с пивом, под фонтаном.
16.11. А тут уже и с пивом, под фонтаном.

А вот тут уже без фонтана, но по-прежнему с пивом
14.11-15.11. А вот тут уже без фонтана, но по-прежнему с пивом

А потом с пива перешли на водку.
15.11-16.11. А потом с пива перешли на водку.


17.11.И - тайное заседание в законспирированном помещении, 
совсем "сухое": пиво уже не влезает...

Собственно говоря, итожить было особо нечего. Большинство речей сводилось к тому, что "кляты москали" забрали все деньги. Денег в провинциальном Интернете нет и не будет, вместо того, чтобы инвестировать провинцию, столица рекрутирует из провинции немногих оставшихся профессионалов. Вот, мол, такие дела. Так что - миллионеры из нас не получатся, надо переквалифицироваться в кого-нибудь другого.

И вообще у них все было ОК.
У москвичей все  ОК.

А вот тут региональщики заловили Андрея Вакуленко.
Регионалы поймали Андрея Вакуленко, 
чтобы выпытать у него главную буржуинскую тайну.
И не выпытали.

Я же по проклятой математической привычке пытался ввести некую систему координат, в которой можно было бы навести порядок в этих высказываниях. И, кажется, нашел. Как ни странно, к географии она имеет довольно малое отношение. Это - оси самоидентификации.

Итак, первая ось - это уровень профессионализма. Причем под профессионализмом имеется не только уровень программистов или дизайнеров, а во основном уровень менеджмента. Практика показывает, что именно менеджмент - ахиллесова пята большинства веб-команд. Можно ввести несколько таких уровней, причем они, заметим, от географии не особо зависят. Ну, например, если Вася Пупкин проживает в Москве, это не означает, что он может претендовать на создание, положим, сайта Philips или контент-проекта на уровне Lenta.ru только в силу того, что он москвич. Надо полагать, что в столице действует немалое количество команд, которым никто такие проекты не доверит - не доросли пока. И денег им никто не даст (несмотря на то, повторю, что они чистокровные москвичи:о). Итак, водораздел идет все-таки не по географическому признаку. 

Так вот, каждая команда каким-то образом идентифицирует себя на этой шкале, и эта идентификация непосредственно соотносится с проектами, которые команда делает. Скажем, Actis не возьмется за трехстраничную веб-визитку. И наоборот, контора Васи Пупкина, если она в своем уме, не возьмется за Lenta.ru. 

Вторая ось - аудитория. Как ни верти, хоть TCP/IP во всем мире одинаковый, аудитория Интернета все-таки по географическому признаку делится. Основной потребитель красноярских новостей - красноярцы. Красноярскую компьютерную фирму интересуют именно красноярские посетители ее сайта. И так далее. Существует также четко выраженный региональный рынок Интернета; в частности, сайт красноярской фирмы с большой вероятностью будет делать именно красноярская веб-студия. Этот рынок есть, на нем есть деньги - пусть не такие большие. Его надо осваивать. Далее есть Рунет (по определению - русскоязычный, но в значительной степени все-таки именно российский), и далее - собственно всемирная сеть как таковая. Опять-таки, любая команда ассоциирует себя с уровнем рынка. Есть определенное количество вебостроителей, которые вообще находятся вне рынка, то есть творят для себя и своих ближайших друзей. Есть команды. ориентированные на освоение местного рынка, причем строго по принципу "птичка по зернышку клюет". Есть команды, которым на местном рынке тесно: они чувствуют в себе бОльшие возможности. 

Что получается, если изобразить все это на плоскости?

3.Рунет и выше 0 0 X
2.Региональный рынок 0 X X
1.Вне рынка 0 0 0
1.Самодеятельность 2.Команда 3.Серьезная команда

Нолики стоят в тех клетках, рассматривать которые бессмысленно: это из области психиатрии, где как раз изучается мания величия:о) Крестики стоят в тех позициях, которые как раз стоит рассмотреть.

Самый простой случай - это команда без особых запросов (2-2), добившаяся определенного профессионализма, который позволяет ей работать на адекватном ей рынке. Собственно говоря, успешность такой команды зависит от географии достаточно сильно: в одних регионах денег в оффлайновом бизнесе много, в других мало. Главный вывод, который стоит тут сделать - что всемирная распространенность Интернета в данном случае никакой роли не играет: живешь в Урюпинске, так и осваивай урюпинский рынок, более богатый (например, новосибирский) уже откусить сложнее.

Случай посложнее - (2-3). Здесь стоит задать несколько вопросов:

1.Что именно мешает подняться по этой шкале региональной команде? Точнее, чем мешает именно   региональность? А ведь мешает... Самородков в области программирования, дизайна и контента в провинции навалом. А вот с менеджментом туго. Менеджменту  одиночку не научишься. К тому же процессы в провинции текут медленнее. 

2.Почему серьезная команда обязательно должна уходить с регионального рынка? Ну, то есть, понятно, что денег на нем существенно меньше, но так ли уж обязательно проекты, рассчитанные на региональную аудиторию, должны делаться менее профессионально, чем на всерунетовскую? С какой такой стати? Здесь я должен вернуться к давнему своему спору с Андреем Травиным. Вот что он писал год назад по поводу конкурса БИЗНЕС-САЙТ 99:

Первое место все-таки было отдано Gazeta.ru, которая пока неизменно первая и в категории Рамблер/СМИ. "Вечерний Новосибирск" пришел вторым. Благодаря чему вечером 11 ноября - сразу после объявления результатов - скакнул со своего привычного 150-го места в рейтинге Рамблер/СМИ аж на 121-е!!! Этот невероятный успех, вероятно, объясняется тем, что вечером москвичи дружно ломанулись смотреть, что это же такое теперь есть в этом "Вечернем Новосибирске".
А что там есть? "Вечерний Новосибирск", опубликовавший весной этого года довольно любопытную заметку о сетевой журналистике, печатающий заметки знаменитого одессита Бориса Бурды и бередящие сердце материалы своих собственных корреспондентов об отстреле сибирских волков - не последний проект в Русской Паутине, но и не первый! Бабий, вероятно, потерял в обстановке фестиваля чувство реальности, если может представить "Вечерку" лучшим электронным СМИ России.

Так вот, заметьте, что успешность проекта меряется Травиным исключительно по аудитории. Большая аудитория - профессиональная команда. Не очень большая - стало быть, и профессионализм пониже. Если бы только один Травин так думал...

Почему-то считается почетным, если отличный актер из Красноярска уезжает работать в столичный театр. Почему-то считается правильным, если красноярский телеведущий переходит на работу, положим. в РТР. То есть он как бы пошел на повышение. Собственно говоря, если такая селекция будет происходить, то ситуация, из-за которой загорелся сыр-бор, никогда не изменится. Почему веб-команда, достигшая высокого уровня, обязательно должна уходить с регионального рынка? Может быть, наоборот, ей стоит задавать на нем тон? 

И наоборот. Регионалы обижаются на то, что столица не желает вкладывать деньги в развитие регионального Интернета. Опять-таки, это не свойство зловредных москвичей, а свойство денег: они текут туда, куда им выгодно течь. Пока не станет ясно, что рынок в регионах достоин внимания, никто туда денег не вложит. В том числе и москвичи. Как ни парадоксально, именно тут все зависит от региональных интернетчиков. Вместо того, чтобы цапаться по мелочам друг с другом и меряться пиписьками, стоило бы совместными усилиями строить региональный рынок Интернета. Как это делают, например, новосибирцы.

И, наконец, ситуация (3-3). Серьезная региональная команда пробивается на российский уровень. Собственно говоря, копья, которые ломались на Интернити, ломались как раз вокруг этой ситуации. Вот о ней-то и стоит поговорить, чем мы и займемся в следующий раз. Замечу, однако, что мы не будем рассматривать ошибки самоидентификации (скажем, команда считает себя вышедшей на определенный уровень,  а на самом деле это далеко не так. Особенно это касается контент-проектов.). А пока- предлагаю присылать суждения по этому поводу, в следующем выпуске я их проанализирую...

Но, предваряя свои дальнейшие рассуждения, скажу, что идти, видимо, надо по великому китайскому пути, то есть рассчитывать исключительно на свои силы. Никто нам помогать не собирается и денег в нас вкладывать никто не будет. Тем не менее свет в конце тоннеля есть.


Взгляд

 Пока региональщики тусовались, москвичи, между прочим, работали. Даже в ресторане.

  

 Фото и слова Алексея Бабия.


Опубликовано:   "Сталкер"
© Алексей Бабий 2000