Делать сайты

Зрелость рынка Интернета в каждом отдельно взятом регионе определяется, помимо всего прочего, и количеством и качеством студий веб-дизайна.

На первых порах, когда Интернет только-только зарождается, услуги по разработке сайтов обычно предлагают только провайдеры. Это и понятно, поскольку обычно первые сайты в регионе создаются именно провайдерами. В Красноярске и сейчас практически каждый провайдер предлагает свои услуги по сайтостроительству, однако погоду на рынке делают не они. Все дело в том, что предоставление услуг доступа в Интернет и сайтостроительство – существенно разные области деятельности. Единственный разумный вариант – выделение группы разработчиков в отдельную структуру при провайдере, но, насколько мне известно, в Красноярске никто этим путем не.

На втором этапе появляются “независимые сайтостроители”. Обычно это студенты или программисты, изучившие в той или иной мере HTML и считающие, что этого вполне достаточно для того, чтобы предлагать свои услуги по разработке сайтов. В зависимости от талантливости и технической грамотности, результаты их работы бывают более или менее успешными, однако все они обычно страдают тем, что называется технологическим подходом. А именно, внимание уделяется не содержательной стороне сайтов, а программистским наворотам, а дизайн оставляет желать лучшего. Именно эта категория сайтостроителей “испекает” в большом количестве так называемые веб-визитки – сайтики из одной-двух страничек, содержащие, как правило, контактную информацию о фирме и ее прайс-лист (нередко в формате Excel). Как правило, никаких услуг по раскрутке сайтов не предлагается. Такие сайты стоят очень дешево (от тысячи рублей), но и практической ценности не представляют, и, как правило, остаются неизвестными никому, кроме самых пытливых исследователей Интернета.

Рынок Интернета становится вполне зрелым, когда на нем появляются профессиональные веб-студии, в которых установлена корпроративная культура и которые включают в себя, как минимум, менеджера проектов, дизайнера, контент-мастера и программистов. О серьезности студии можно судить также и по методам работы с клиентом, по уровню проектной документации. Скажем, серьезная студия может назвать стоимость проекта только в процессе согласования технического задания. Заранее можно назвать стоимость только пресловутых веб-визиток, но серьезные студии не делают веб-визитки. Еще одна особенность серьезной студии – нацеленность на комплексное решение проблем заказчика. Дело в том, что обычно задача корпоративного сайта понимается очень упрощенно – это визитная карточка, буклет и не более того. Однако на самом деле сайт – существенно большее, чем рекламный буклет. Это инструмент ведения бизнеса, это средство для зарабатывания денег. При комплексном подходе не ставится задача – сделать веб-представительство фирмы. Ставится задача: решить проблемы заказчика, используя средства Интернета. При этом может оказаться, что большинство проблем решается как раз не рекламным буклетом в Интернете, а, скажем, мощной системой Интранет, позволяющей эффективно управлять рассредоточенным коллективом. Или, предположим, выясняется, что у менеджеров фирмы много времени уходит на объяснение заказчикам по телефону или в личном общении тех или иных свойств продукции. Тогда грамотное описание продукции, выложенное на сайте, в сочетании с FAQ (часто задаваемыми вопросами и ответами на них), сэкономит много времени сотрудников и, следовательно, уменьшит затраты (а следовательно, приведет к повышению прибыли). Итак, серьезная студия идет от проблем заказчика, которые далеко не ограничиваются недостаточностью рекламы. Разработчики-непрофессионалы действуют гораздо уже: они обещают заказчику, что с появлением сайта в Интернете фирма станет всемирно известной и это автоматически решит все проблемы.

Кстати говоря, еще один показатель серьезности студии – подход к раскрутке сайта заказчика. Раскрутка сайта – не разовая акция, она должна осуществляться все время, пока сайт живет. Поэтому уже при проектировании должны быть определены мероприятия по раскрутке, определен рекламный бюджет сайта (в каких баннерных системах он будет рекламироваться, какое количество показов будет закупаться и в каком порядке использоваться), описаны методы оффлайновой раскрутки сайта и т.д.

И, наконец, грамотный подход к сайтостроительству предполагает, что момент сдачи сайта заказчику – не конец работы, а только ее начало. С этого момента заказчик должен грамотно сопровождать, развивать и раскручивать далее свой сайт (самостоятельно или с помощью студии). Поэтому неотъемлемой частью документации на сайт должно быть описание технологии его поддержки: кто, когда, с какой частотой и каким образом готовит материалы, какой путь проходят эти материалы, кто является главным редактором сайта, и т.д.

Надо заметить, что в Красноярске студий такого уровня от силы две-три. Впрочем, для не очень развитого красноярского рынка Интернета этого вполне достаточно.

До сих пор мы говорили о студиях, делающих сайты для заказчиков. Однако этим работа веб-студий обычно не ограничивается. Есть еще два направления их работы, и на красноярском рынке они тоже представлены: контент-проекты и онлайновые услуги.

Онлайновые услуги – это, как правило, различные справочники, размещение информации в которых обычно бывает платным (наиболее известны онлайновые справочники, содержащие прайс-листы компьютерных фирм). В последнее время начала робко появляться в красноярском виртуальном пространстве электронная коммерция.

Контент-проекты обычно бывают весьма затратны, но именно они вызывают большой интерес публики. Это или Интернет-издания, или Интернет-архивы. Наиболее известный красноярский контент-проект – это “Авторская песня у Серго и Чижа” (www.bards.ru), заслуженно считающийся самом полным в мире архивом авторской песни в Интернете.


Опубликовано:   Честное слово, не помню где. И опубликовано ли вообще? Может, это вообще какой-то черновик...
© Алексей Бабий 2000