Информационные технологии и бизнес

Досье (к статье)

Стефин Максим Владимирович, родился 23 августа 1969 года. Обучался в Красноярском государственном университете, на математическом факультете. В 1991 году основал известную фирму Maxsoft, которая является лидером в области информационных технологий в регионе. Фирма является партнером ведущих компьютерных фирм мира и обладает статусами: Microsoft Certified Solution Provider, Microsoft Certified Technical Education Center, Microsoft OEM Reseller, Autodesk Authorized Dealer, Autodesk Authorized Training Center, Авторизованный учебный центр 1С, 1С:Франчайзи. Authorized VUE Testing Center.

В июне 1999 года исполняется ровно три года как газета “Экономика и жизнь -- Сибирь” наряду с “твердой” версией на бумаге, выходит в Интернете. Нашим провайдером при этом является красноярская фирма “Максофт”. Последнее и стало непосредственным поводом для беседы с генеральным директором фирмы “Максофт” Максимом СТЕФИНЫМ.

-- Максим Владимирович, первый вопрос, скажем так, личностного плана. Дайте оценку сайту газеты “Экономика и жизнь -- Сибирь”. Как он выглядит на фоне других красноярских серверов?

--Прежде всего – это первый, и пока что практически единственный сайт красноярской газеты, который регулярно обновляется. Только, буквально две недели назад, появился еще один такой сайт: газеты КОМОК, а “Экономика и жизнь” выходит уже три года. В интернете это очень большой стаж. Три года назад все сайты Красноярска можно было пересчитать на пальцах одной руки, а уж обновляемых не было вовсе. Так что вы- пионеры... Благодаря интернету газету читают в других регионах России и за рубежом и, судя по отзывам в гостевой книге, газета людям нравится. Другое дело, что за эти три года существенно изменилось понимание того, каким должен быть сайт периодического издания. Наверное, нам с вами надо добавить в нее интерактивности. Открыть, например, веб-конференции, где бы обсуждались вопросы экономики.

-- И вообще, что из себя представляет рынок интернет-услуг в Красноярском крае?

Собственно говоря, этот рынок интенсивно развивается всего год. Год назад, весной 1998 года, в Красноярском крае было всего пять провайдеров и 50 сайтов. Сейчас сайтов уже около 500. Давайте посмотрим сравнительную таблицу количества сайтов, составленную по данным www.stalker.internet.ru:

Разделы Весна 1998 г Весна 1999
Провайдеры 5 16
Общественно-политические 3 15
Краеведение 9 16
Бизнес 14 160
Образование, наука 5 37
СМИ 3 23
Искусство, культура 11 47
Спорт 4 5
Персональные страницы 1 58
Развлечения 3 19

 

Как видите, количество пользователей интернета в Красноярске тоже увеличилось на порядок и исчисляется уже тысячами, а не сотнями, как в прошлом году. Произошел не только количественный, но и качественный рост. Именно за последний год интернет стал в Красноярске инструментом ведения бизнеса и источником информации, соперничающим с обычными, или, как говорят “интернетчики”, оффлайновыми средствами. Появились периодические сетевые издания, оперативные и насыщенные информацией, которые известны далеко за пределами Красноярского края. Появились профессиональные студии интернет-дизайна: Maxsoft, InForm, Hexagon. Интернет перестал быть только красноярским: свои узлы появились в Норильске, Шарыпово, Железногорске, Зеленогорске, Кодинске.

Впрочем, несмотря на все это, нам еще очень далеко до уровня развитых стран, в которых основной упор делается сейчас на интернет-коммерцию. По этой части у нас, увы, пока плохо. Интернет-магазинов нет ни одного, да и из ста шестидесяти коммерческих сайтов большинство составляют так называемые интернет-визитки, то есть сайты из одной странички, которые практически никакой пользы не приносят. К сожалению, многие руководители так и не осознали, что продвижение фирмы в интернете – это очень серьезно, что сайты должны делаться профессиональными студиями, а не случайными людьми, что поддерживаться они должны отделом маркетинга, а не программистами.

Следует отметить, что рынок интернета в крае развит значительно слабее, чем, например, в соседнем Новосибирске. И это не случайно – развитие рынка интернета неотделимо от развития рынка в регионе. Поэтому, скажем, московский интернет на год-два обгоняет красноярский.

Приятно отметить, что и красноярцы в целом, и компания Maxsoft в частности, имеют в области интернета заметные достижения. Например, разработанный нами совместно с красноярским обществом МЕМОРИАЛ сайт “МЕМОРИАЛ” (www.memorial.krsk.ru) занял первое место в специальной номинации на всероссийском конкурсе БИЗНЕС-САЙТ 98. Наш сайт “Авторская песня в гостях у Серго и Чижа” (www.bards.ru)по праву считается лучшим в мире собранием авторской песни. Еженедельное обозрение российского интернета СТАЛКЕР (www.stalker.internet.ru) принято в ряды элитного клуба “ЕЖЕдвижение”, в котором состоят такие мэтры российского интернета, как Антон Носик и Артемий Лебедев.

-- А что из себя представляет рынок программного обеспечения в крае?

Если сравнивать его с рынком трех-пяти годичной давности, то прогресс налицо. Если тогда лицензионным программным обеспечением торговала только компания Maxsoft, то теперь уже не менее десяти компаний . Особенно популярны продукты от Microsoft и 1С. Серьезные фирмы, продающие компьютеры, поставляют их с предустановленным лицензионным программных обеспечением.

Между тем, еще немало пользователей покупают пиратские компьютерные диски. 26 апреля многие из тех, кто погнались за дешевизной, были наказаны вирусом “Чернобыль”. Не секрет, что один из основных источников заражения компьютеров – это пиратские диски. Плюс, конечно, безалаберность и отсутствие строгой технологической дисциплины.

Возвращаясь же к продавцам лицензионного ПО, замечу, теперь компании не ограничиваются только продажей коробок, но и оказывают услуги по внедрению и обучению. Собственно говоря, компания Maxsoft с самого начала ориентировалась именно на такой подход. Мы не разделяем услуги по сопровождению, обучению и поставку программного обеспечения. Обычно мы предлагаем все это в комплексе.

-- Понятно, что для того, чтобы работать с программными продуктами, необходимо иметь соответствующую подготовку. Как решалась и решается проблема обучения пользователей?

Следует добавить – не только пользователей, но и технических специалистов. Современные информационные технологии предъявляют очень серьезные требования к персоналу, обслуживающему компьютерные сети. Во многих организациях этому не уделяют достаточное внимание. Как результат – катастрофы, аналогичные той, что произошла 26 апреля этого года. Ведь там, где сетью управляют серьезные технические специалисты, и антивирусная защита поставлена серьезно. А кроме того, на должном уровне обеспечивается безопасность сети, пользователи работают максимально эффективно. Для того, чтобы руководитель был уверен в том, что администратор его сети действительно знает и умеет все, что нужно, нужно, чтобы администратор был сертифицирован. Кстати говоря, в компании Maxsoft уже год работает международный центр сертификации, в котором, при успешной сдаче экзаменов, специалист получает сертификаты от ведущих фирм мира. Это наиболее объективный способ оценить реальные знания и умения специалиста. Для того, чтобы подготовиться к таким экзаменам, лучше всего пройти авторизованные курсы, и такой авторизованный учебный центр у нас также работает с 1995 года.

Возвращаясь к обучению пользователей, надо сказать, что этот сектор рынка чрезвычайно развит. Учебных центров в городе больше двух десятков, и это, если не считать частных репетиторов. На самом деле это не так уж хорошо, как кажется. Во-первых, количество еще не означает качество. Учебные центры, которые дают серьезную подготовку пользователей, а не скоропалительное обучение основам Windows-Word-Excel, в городе можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, менее качественные, но и более дешевые учебные центры фактически демпингуют и принуждают снижать цены, а качественное обучение не может быть дешевым. Так что учебные центры, которые действительно заботятся о качестве обучения, вынуждены сейчас сработать с минимальной прибылью.

Пользователи, “клюнувшие” на дешевые курсы или вовсе отказавшиеся от обучения, в результате несут потери, несоизмеримые со стоимостью качественного обучения. Вспомним опять же “чернобыльский” вирус. Думается, что среди пострадавших от него достаточно мало пользователей, прошедших обучение в нашем учебном центре (кстати, недавно отметившем свое двенадцатилетие), потому что вопросам антивирусной защиты посвящается целое занятие.

--В последнее время модно говорить о системной интеграции, поставке систем под ключ. Какова политика компании Maxsoft по отношению к корпоративным клиентам?

С самого начала компания Maxsoft задумывалась как широкопрофильная компания, способная самостоятельно решить большинство задач, возникающих у клиентов в области информационных технологий. Единственное направление, которое мы не поддерживаем в своей деятельности – это поставка стандартного оборудования (в рамках договора это делают наши партнеры). Все же остальное: поставка программного обеспечения, обучение, установка, настройка, консультации, разработка и т.д. – это мы решаем, причем именно в комплексе.

Здесь надо подчеркнуть, что мы вообще исходим не от своих услуг, а от проблем клиента, и стремимся не просто поставить ему ту или иную программу или оказать ту или иную услугу, а ставим целью именно помочь наладить процесс работы в фирме с помощью информационных технологий. Кстати говоря, название компании так и расшифровывается: “максимум софта”, т.е. максимум участия программного обеспечения в деятельности фирмы.

Как, в идеале, должно проходить внедрение информационных технологий в фирме?

Во-первых, нужно построить полностью электронный документооборот. То, что обычно под этим понимается, т.е. замена пишущих машинок и калькуляторов компьютерами, хорошо в качестве первого шага, но совершенно недостаточно. Даже объединение компьютеров в сеть, совершенно необходимо, но опять-таки недостаточно. Важно наладить взаимодействие сотрудников с помощью информационных технологий, т.е. корпоративной электронной почты, распределенного контроля исполнения поручений, совместного планирования рабочего времени и т.д. Все это существенно сокращает непроизводительные затраты времени и позволяет гораздо четче планировать производственный процесс.

Во-вторых, полностью автоматизировать бухгалтерскую деятельность. Опять-таки, здесь важна не столько автоматизация конкретных бухгалтерских рабочих мест, сколько сквозная автоматизация всей финансовой системы предприятия. Такая система не только автоматизирует рутинный процесс бухгалтерского учета, но и позволяет свести к нулю ошибки.

В-третьих, создать систему принятия решений на основе электронного офиса и автоматизированной бухгалтерии. Чтобы управлять по настоящему, директору нужна информация. Но не просто информация, а, самое главное, достоверная, какой бы плохой она ни была. Потому что, чем раньше заметно отклонение от генеральной линии, тем легче его исправить. Недаром в период кризиса 17 августа самым посещаемым был сайт Росбизнесконсалтинга, где в режиме онлайн публиковался ход торгов на ММВБ по СЭЛТ. Известны случаи, и у нас в Красноярске люди, оперативно получающие такую информацию по интернету, не только не потеряли, но даже и получили солидную прибыль. Что же касается уже внедренных и работающих систем, то создание системы принятия решений в одной из фирм города Красноярска позволило в два с половиной раза увеличить скорость товарооборота. Что это значит, экономисты поймут.

Так вот, наши усилия направлены на решение этих задач. Наибольший эффект для заказчика и наибольшее удовлетворение для нас принесли именно комплексные проекты. Хотя, конечно, мы оказываем те же услуги и “по отдельности”.


Опубликовано:   "Экономика и жизнь -- Сибирь"
© Алексей Бабий 2000