С другой стороны экрана

Конкурсы, конкурсы...  Сегодня 22 июня. Итоги конкурса "Россия в войне" подведены и будут оглашены 24 июня на сайте конкурса. Победители - очень достойные сайты. Выбор был очень труден. Впрочем, 24 июня вы в этом сами убедитесь.  

А я сегодня хочу рассказать о другом конкурсе, который скоро стартует уже в третий раз. Это БИЗНЕС-САЙТ, который должен стартовать через месяц-два.  Мне пришло письмо с просьбой рассказать о тонкостях этого конкурса, чтобы участники лучше представляли себе требования и могли подготовиться к участию в нем. Хорошо, я это охотно сделаю. С одной стороны, даже более широко, чем заказывалось, потому что речь будет идти не только о БИЗНЕС-САЙТе, а о конкурсах вообще с точки зрения жюри. С другой стороны, более узко, потому что я буду рассказывать только о своем опыте. Другие члены жюри, возможно, имеют другую технологию работы. 

Была не была

Вопрос номер один - кому вообще стоит участвовать в конкурсе? Вопрос не праздный. Года два назад, когда я был еще участником конкурса, а не членом жюри, я писал в Сталкере что-то типа того, что давай, дескать, ребята, главное не победа, главное участие, и к тому же лишняя реклама никогда не помешает. В общем, регистрируйтесь все!

В какой-то степени это так и есть, и не надо стесняться, не надо зажиматься в своей провинциальности, надо смелее выходить на люди. Два года назад мы подали штук пять заявок на участие в конкурсе БИЗНЕС-САЙТ - и Мемориал взял-таки первое место. Конечно, это было неожиданностью, хотя мы знали, что сайт этого стоит. Но и конкуренты были очень даже неслабыми, а главное, куда более известными. 

С другой стороны, надо  достаточно трезво оценивать ситуацию. Будучи в жюри, я должен был просмотреть ВСЕ заявленные сайты (не думаю, что кто-нибудь кроме жюри на это сподвигался:о) Так вот, процентов двадцать, если не больше, сайтов вообще никуда не годятся. У меня, посетителя, уши горели от стыда, как будто я их сам сделал. Одно дело, когда такое произведение болтается где-нибудь в региональном каталоге, но в списке участников одного из самых серьезных интернетовских конкурсов... это будет не реклама, а антиреклама. Потому что есть с чем сравнить - прямо тут же и сразу же. 

Так вот я рекомендовал бы делать такую вещь: перед тем как регистрироваться, посмотреть сайты -победители прошлого года. И подумать о том, насколько далеко стоит ваш сайт от этих сайтов - по насыщенности информацией, по дизайну, по регулярности изменений и т.д. Может быть, он отстоит очень и очень далеко, и тогда шансов у вас нет. Хотя, конечно, никто не может запретить вам зарегистрироваться. Но... впрочем, об этом в следующем пункте.

О бедном жюристе замолвите слово

Может быть, вам это покажется неожиданностью, но члены жюри - очень занятые люди. Быть членом жюри конкурса БИЗНЕС-САЙТ или Национальной Интел Интернет Премии - это, конечно, очень почетно. Но это отнимает очень много времени. Прикиньте: в прошлом БИЗНЕС-САЙТе было 720 участников. Если на каждый сайт член жюри потратит минут хотя бы десять, то это получается 7200 минут. Или 120 часов. То есть три полных рабочих недели. А? Э-э-э! При том, что на первый отборочный этап дается обычно месяц-два, это означает, что до половины рабочего дня уходит на просмотр сайтов. 

В жюри Национальной Интел Интернет Премии работа была построена немного по-другому, там сначала работало несколько номинационных комиссий, которые отбирали несколько претендентов по своей категории, а уже потом шло общее голосование по номинантам. Это намного оптимальнее. Тем не менее, попав в пять номинационных комиссий, я, например,  просмотрел больше тысячи сайтов из полутора тысяч заявленных, на что у меня ушло пол-января и полфевраля начисто.

Так вот, к чему я это говорю? Да к тому, что член жюри должен максимум за 10 минут составить для себя представление о сайте. И если достоинства сайта упрятаны далеко вглубь, то он с большой вероятностью до них не успеет докопаться. 

При этом, если достоинства контента или технологий действительно требуют времени на понимание, то дизайн бросается в глаза сразу.

Встречаем по одежке

Это не означает, что отлично оформленный сайт непременно попадет в номинанты. Это означает, что плохо оформленный сайт туда с большой вероятностью не попадет. 

Кстати, при таком объеме работы очень раздражают откровенно васипупкинские страницы, которые к тому же только с шестого раза грузятся с какого-нибудь халявного сервера. Не скажу за других членов жюри, но я на  такие сайты десять минут не тратил. Стоит увидеть черный фон со звездами и фиолетовые буквы разного размера на нем, в четырех-пяти фреймах с горизонтальными скроллингами - и, не дожидаясь окончательной загрузки, закрываешь окно. Потому что этот сайт однозначно не катит в номинанты, о чем бы там ни рассказывалось. 

Я знаю только один пример, когда на Национальной Интел Интернет Премии в номинанты попал сайт  Средняя Школа №136 г. Перми, у которого напрочь отсутствовал дизайн. Зато там было столько контента, что я провел на нем отнюдь не десять минут, а гораздо больше. Можно еще упомянуть библиотеку Мошкова, в которой тоже наблюдается полное пренебрежение к дизайну:о) Но эти исключения только подтверждают правило (тем более, что и там, и там - не плохой дизайн, а именно его отсутствие:о). Получив уже на первых секундах отрицательные эмоции от дизайна, член жюри и на контент смотрит с предубеждением. То есть в его глазах оценка сайта стартует не с нуля, а с минуса. Должен быть какой-то совершенно выдающийся контент, чтобы член жюри начал задумываться даже не о том, номинировать сайт или нет, а о том, смотреть ли его дальше вообще.

А провожаем по уму

Да, еще чуть не забыл о важной вещи - навигации. Не забывайте - на сайт отводится порядка десяти минут. Если эти десять минут член жюри будет, матюгаясь, бродить по закоулкам вашего сайта, безуспешно пытаясь выбраться куда-нибудь, кончится это тем, что он закроет окно и забудет о вашем сайте. А если плохая навигация сочетается с плохим дизайном, то до оценки контента дело может не дойти вообще.

С контентом все гораздо сложнее. Оценить его достаточно трудно. Тем более что для каждой категории сайтов оценки разные. Например, для корпоративного сайта важно понять, насколько он функционален, насколько выполняет главную свою задачу - приносить компании прибыль. На информационных сайтах нужно оценить оперативность обновления, широту охвата и т.д. В разного рода архивах в первую очередь ценится объем материала и его организация. 

Обойти весь сайт за те же десять минут, конечно, нельзя, но оценить все вышеперечисленное - можно. Можно даже успеть сбегать по паре-тройке веточек рубрикатора до самой глубины. Но не более того. И не дай Бог, если при этом пробеге член жюри наткнется на страничку Under Construction или оборванные ссылки. Тогда пиши пропало - почти наверняка сайт не попадет в номинанты. Потому что сразу ставится под сомнение серьезность подхода. Кстати, чересчур часто на конкурсах встречаются вообще полусырые сайты. На что рассчитывали их создатели, непонятно. На миру и смерть красна?

Но, вообще говоря, серьезность подхода к сайту, хотя и складывается из многих оценок, на самом деле, как и дизайн, видна при первом же взгляде. Заходишь на сайт и сразу говоришь:  ох, да ни фига себе! А потом уже просто поверяешь гармонией алгебру:о) Так вот, ничто не роняет ваши шансы так, как несоответствие заявленного размаха реальному положению дел. Видишь, положим, огроменный рубрикатор, тыкаешься туда, сюда - там материала кот наплакал, там еще меньше, а тут вообще Under Construction. Как говорил Ильич - лучше меньше, да лучше! 

Альфа-бета процедуры

Говоря о 120 часах, я все-таки слукавил. На самом деле, чем дальше продвигаешься по списку, тем меньше времени тратишь на отбраковываемый  сайт. А дело вот в чем. Не забывайте, что член жюри - не обозреватель, который должен по каждому сайту высказать некоторое мнение и оценить его в некоторое количество очков по некоторым критериям. Его задача совсем другая: отобрать некоторое количество сайтов для номинирования (обычно семь-десять), и вот уже эти сайты как-то детально оценить по некоторой шкале или шкалам. Остальные сайты имеют ровно одну оценку: номинируется - не номинируется.

Не знаю, как действуют другие члены жюри, но я уже довольно скоро сформировываю первую семерку, упорядоченную как положено. И для каждого следующего по списку сайта стоит ровно один вопрос: может он вытеснить из этой семерки хотя бы нижний, седьмой сайт? Если да, то тогда начинаешь присматриваться, и не по десять минут, а иной раз по двадцать-тридцать - и встраиваешь его на свое место в семерке (а последний сайт, естественно, выпадает в никуда). Понятно, чем дальше идешь по списку, тем сильнее повышаются требования. Так что часто одного взгляда хватает, чтобы сказать: да, сайт хороший, но в семерку он уже никак не попадет, увы. Была бы десятка-двадцатка  - еще можно было посмотреть повнимательнее. И вот, чем ближе конец списка, тем быстрее отбраковываются сайты. Зато требуется гораздо больше времени, чтобы вставить понравившийся сайт в семерку. Потому что разрыв между качеством номинантов сокращается и сокращается, и сердце обливается кровью: и это сайт жалко, и этот... и уберешь один, поставишь другой, потом вернешь все на место, потом поменяешь все обратно... и так по несколько раз.

Любит - не любит

Все, о чем говорилось выше, есть критерии объективные. Но бывает, сайт понравится так, что прощаешь ему и огрехи в дизайне, и недостатки в навигации. Это когда сайт попадает в жилу и задевает за живое. Кода в нем чувствуется настроение и вдохновение. На той же Интел Интернет Премии мне до слез было обидно, что не взял первое место сайт Школьный сектор. Да, на других сайтах было больше материала и совершеннее технологии. Но вот этот сайт, на мой взгляд, был по духу самый школьный, самый образовательный. И я за него как мог агитировал. 

Признаюсь честно (да уже, кажется, признавался) - еще я на всех конкурсах, где мне довелось жюрить, изо всех сил стараюсь удерживать в списках номинантов сайты, сделанные в регионах. Если идет выбор между региональным сайтом и столичным и позиции равны, я выбираю региональный. Можно назвать это предвзятостью:о) Но я так не считаю. К тому же, как правило, это все равно не удается, слишком велик разрыв между лучшим региональным сайтом в номинации и последним номинантом в списке. И, как бы ни хотелось оставить в списке номинантов региональный сайт, приходится заменять его другим, более профессиональным, более мощным.

Да не крутите вы!

Всяческие всенародные голосования в рамках конкурсов - это особая песня. Вокруг них обычно кипят страсти до самого последнего момента, именно эта страничка конкурса самая посещаемая. Я скажу одну простую вещь. Или даже две.

Во-первых, члены жюри никак не ориентируются на эти голосования. Они оценивают сайты по совершенно другим, профессиональным признакам. Так что накручивать счетчик в надежде занять призовое место в конкурсе - бесполезно.

Во-вторых, это не только бесполезно, но и вредно. Жюри, вообще-то, имеет доступ к логам голосования. Заглянув в них в прошлом году, я начисто перестал уважать авторов некоторых красноярских сайтов, поскольку в логах стояло два-три красноярских ip-адреса, с которых сотню-другую раз ставили себе пятерки. Мало того, эти же ip-адреса я нашел в большом количестве в логах сайтов конкурентов этих самых красноярских сайтов, и там уже ставились колы. То есть, понятно, что такие методы конкуренции авторам привычны и приятны, но по воздействию на жюри  эффект будет прямо противоположный тому, на который вы рассчитывали.

Выводы

Ну, что-то размахался я:о) Хотел еще и краткие выводы написать, а потом махнул рукой. Вроде и так все ясно. Надо делать хорошие сайты и не накручивать счетчики и голосовалки. Вот и все:о) И удача к вам обязательно придет!


Опубликовано:   "Сталкер"
© Алексей Бабий 22.6.2000