Красноярский столп, воспевающий “Столбы”

(Интервью с Алексеем Бабием, легендой и человеком)

 2001alex1.jpg (8384 bytes)У каждого человека есть люди, на которых он хотел бы быть похожим. Я не говорю про кумиров, это немножко другое. Есть книги, герои из кинофильмов, примеры из жизни, которые приходят на ум, когда в очередной раз начинаешь копаться в себе и пытаться понять, откуда проистекает недовольство собой. Почему они могут, а я нет? И очень часто в итоге получаешь один ответ – все недовольство жизнью от лени. От неумения концентрироваться, от нежелания следовать определенным планам. Сколько раз, прочитывая очередную книгу из серии “Жизнь замечательных людей”, вдохновленный человеческим подвигом, мысленно обещаешь себе, я тоже многое могу, с завтрашнего дня все будет по другому. Но по другому не происходит. Все как всегда. И опять горечь поражения.

Книга Алексея Бабия, точнее его дневник по организации собственного времени, “Хронометраж или Алгебра любви -3” http://alex.krsk.ru попалась мне в пору очередной депрессии. Красноярец с дипломом математика четко описывал свой план жизни по достижению конкретных успехов в науке. Он дотошно просчитывал все время, потраченное на определенные занятия, вплоть до гигиенических процедур и физкультуры. Первые выводы – существа мы ничтожные, неспособные разумно жить даже несколько часов. Время просто утекает в песок. Причем при тщательном анализе это становится просто явственным. Эти минуты, потраченные впустую, мне кажется, я даже почувствовала физически. То есть они придавили меня своей бездарной тяжестью. Я долго вчитывалась в строчки дневника, радовалась, как Алексею удавалось отвоевывать у времени дополнительные минуты, затем часы… И что?

Да ничего. Просто сегодня я рекомендую эту книгу читать своему сыну. Мне ее реализация в жизнь не удалась. Но вы же знаете, что у женщин всегда есть масса отговорок, больше чем у мужчин в сотни раз, типа, я не смогла, потому что я, прежде всего мать, потому что для женщины самореализация может быть и в семье.. Да много еще чего. А то, что за этими отговорками осталась недописанная дессиртация, (а какие подавала надежды!), неоконченное интервью с замечательным человеком, которого сегодня уже нет среди нас. Да, много чего осталось недоделанного.. То есть для лени у нас оправдания находятся легко.

Но Алексея Бабия из списка интересующих меня людей я не вычеркнула. Читала его журнал www.stalker.internet.ru, иногда мысленно спорила, но никогда не писала ему писем. Прикидывала, да сейчас ему где-то к 50. Что же он делает? Реализовал ли себя полностью?

И вот судьба свела меня с этим человеком. Он приехал в Новосибирск на очередной фестиваль “Интернить”, где он был участником жюри на правах действительного члена Российской Академии Интернета. Саша Ларьяновский, которого я также немного идеализирую, потому что люблю продвинутых людей, а он был у нас первопроходцем Интернета. Можно сказать, что с него начинался Новосибирск виртуальный. Так вот он и познакомил меня с Алексеем. Я давно уже не робею перед людьми, журналистская судьба давно меня сделала невосприимчивой к страху перед незнакомыми. Не важно, какие посты и должности они занимают. Мне важны люди, а не их регалии. Да и слишком часто газетные кумиры в личной беседе представали ничтожными и мелкими людьми. Чего их бояться? Что касается Алексея Бабия, то меня мучил главный вопрос: “Удалось ли ему жить по задуманному? Точнее по запланированному?”

В баре “Сибирской ярмарки” меня ждал грузный мужчина в слегка мешковатом костюме, в оправе “Прощай, молодость!”, это же потом отметил и мой сын, просматривая фото, слегка уставший, то есть полностью не соответствующий моим внутренним представлениям о нем. Фотографии в Интернете всегда слишком нас приукрашивают, мы там всегда моложе, поэтому к реальной жизни они имеют мало отношения.

- Ну что, выпьем пива? Я кивнула. Почему бы и нет? Алексей распахнул полу пиджака, где в каком-то странном, (так низко у пиджаков не бывает карманов!) углублении виднелась толстая пачка денег, как называет молодежь “пресс бабок”. Да, я, как и все женщины, не смогла пропустить этот факт мимо внимания. Пока он шел назад с двумя пластиковыми бокалами пива, я уже успела прокрутить в голове, (вот она пачка денег!), что все значит у него получилось. По крайней мере, материально он независим, семья обеспечена и прочая чепуха. Первый вопрос родился сам собой.

Кого из себя сегодня представляет Алексей Бабий, ученого, бизнесмена, журналиста? Или еще кого-то?

- Я ушел из бизнеса, как зарабатывания денег. Мне это перестало быть интересным. Я вижу, что многое я уже делаю хуже, чем те, кого я воспитал. Лишь при острой необходимости я ложусь на амбразуру своей фирмы. Я латентный гуманитарий, не смотря на мое математическое образование. Открою тайну, которая уже, наверное, ей не является, в “Максофте” я сейчас заведую лабораторией гуманитарных проектов. Пришло время открыть эту лабораторию и делать некоторые проекты некоммерческого характера. Открывается и фонд Максофта, куда я ухожу полностью и тогда уже окончательно потерян для бизнеса. Меня занимает сейчас проект “Столбы”, а также база данных по всем репрессированным Советского Союза. Есть и другие аналогичные проекты, если на них хватит сил. Только “Столбы” по моим прикидкам займут еще лет 10. Этот цикл завершится, и я стану гуманитарием, то есть забуду все технарские вещи. Через 10 лет, мне будет почти 60, я буду чистый гуманитарий, завяжу с Интернетом и компьютерами и буду просто писать. Я думаю, что это будет что-то краеведческое. Те же проекты “Мемориала” и “Столбов”, хочется воссоздать их картину. Компьютер останется просто инструментом, при помощи которого все и будет записано, воссоздано.

Прошел ли тот юношеский максимализм, который был при написании пособия, как правильно строить свою жизнь?

- Максимализма стало меньше, просто живу на автомате, не веду систему, надобности нет, потому что когда-то просчитанная она стала образом жизни. В день выбирается самое полезное. Но надо согласиться с тем, что человек, живущий по системе, ущербен, он потерян для семьи, для окружающих. Для многого потерян. Просто все, что вне работы, становится не интересно. Интерес в творчестве. Есть идеи, ты их реализовываешь, ты весь там, а что вокруг, не важно, не задевает. Я думаю, я перестану заниматься творчеством и тут же помру. Жизнь потеряет смысл.

Неужели не бывает скучно? Не случаются депрессии?

- Как только выпадает свободная минута, я ложусь на диван и тут же начинаю читать. У меня огромный книжный стеллаж. Чтобы прочитать то, что я хочу, даже из того, что я имею, мне надо еще лет 15.

Живя в Красноярске, вы ощущаете себя провинциалом?

- С развитием Интернет теряется понятие провинциализм. Вот я приехал оценивать поданные на конкурс сайты. Посмотрите по номинациям. Во всех присутствует пара-тройка региональных сайтов. Причем многие сделаны на хорошем российском уровне. Если бы они не были ориентированы на конкретных региональных читателей, то это были бы полноценные российские порталы. Профессионализм исполнения очень высокий. Не обязательно выходить на Всероссийский уровень, надо делать классные проекты на своих местах. Если мы все будем уезжать в Москву, то регионы никогда не будут работать на одном уровне со столицами.

У нас в прошлом году был спор по поводу сайта “Вечернего Новосибирска”.

По технике исполнения он не уступает газете. ру. Но это не клон. Его просто сделали чуть медленнее. Он вышел позже газеты. ру на две-три недели. Скопировать за месяц это было невозможно. Поэтому отказывать “Вечернему Новосибирску” в статусе высокопрофессионального нельзя лишь по региональному признаку. А этот год показывает, что выросла целая плеяда талантливой молодежи. Им по 19 лет, а они уже некоторых аксакалов за пояс могут заткнуть. И провинция здесь не при чем.

Есть ли в Интернете дискриминация по половому признаку? Мужское мнение: “Да что могут эти женщины?” – затрагивает и Интернет.

- Неправильно думать, что Интернет создан для технарей. Это, прежде всего поле деятельности для гуманитариев. Три года назад, да, думали, что это придумано технарями и для технарей. Технари все и портили. Первые сайты делали люди, не понимающие их гуманитарной составляющей. Они со своей узостью и безграмотностью создали то, что нужно будет исправлять и переделывать не один год. Сейчас пришли гуманитарии, и все изменилось. Что касается женщин, то они делают более качественные сайты. Они по характеру более упертые. Они кропотливо работают над контентом, день ото дня улучшая свое детище. А мужчины сделали что-то наскоком, потом вернулись, глянули, что-то переделали и … им стало скучно. Им проще создавать что-то новое. А вот возьмите того же гуманитария Таевскую и ее wwwoman.irk.ru . Ее сайт никогда не умрет, он будет только развиваться, потому что сделан основательно и на века. Почему на конкурс мало представлено? Во-первых, женских сайтов количественно меньше. Но вот я зашел на сайт www.cleo.ru и при нашем отборочном цейтноте, поймал себя на мысли, что брожу по сайту уже более 15 минут, хотя, вроде, мне мужику, там и делать нечего.

А как же жесткий график во время поездок? Или все-таки “ничто человеческое не чуждо”?

- Это отдых. Хотя для меня это и огромный стимул для дальнейшей работы. Я всегда привожу из подобных поездок массу новых идей. То есть работа идет постоянно, просто немного сменилась обстановка.

И Алексей начал рассказывать мне о проекте “Красноярские Столбы”, который еще ждет своего литературного создателя. Говорил он очень увлеченно, но мне, далекой от этой мифологии и особого мира столбистов, пока трудно было проникнуться в невиданный мной никогда мир. Была во мне доля скептицизма. А сейчас я думаю, а вдруг ему и впрямь удастся создать эту особую атмосферу Столбов, воссоздать их мифологию, ее героев, оживить ускользающие моменты реальности. Станет ли хороший математик Бабий таким же хорошим писателем? Не скатиться ли к графомании, рассчитанной на малый круг почитателей? Посмотрим, точнее, почитаем через десять лет…

Да, уже сегодня сайт www.stolby.ru оказался в числе лучших, представленных на конкурс “Интернити”. В этом есть заслуга технаря Бабия. А может быть через несколько лет этот сайт будет назван лучшим и в литературном плане? Кто знает… Хочется верить.

Наталья Берязева, Новосибирск


Опубликовано:  Вечерний Новосибирск, 27 февраля 2002
© Алексей Бабий 2002