Возвращённые имена

 От редакции: Интернет бывает разный. Кто-то видит в глобальной Сети только развлечения, кто-то использует Сеть для того, чтобы делать настоящее и очень нужное всем нам дело. Сайт vi.krsk.ru - "Возвращённые имена" - без сомнения, можно назвать сайтом года в Красноярске. Подробности о проекте рассказывает Алксей Бабий, региональный координатор проекта "Возвращённые имена" по Сибири и Дальнему Востоку.

"Хотелось бы всех поименно назвать…" Эти слова Анны Ахматовой о тех, кто сгинул в ГУЛАГе, обычно считают метафорой. Однако сейчас это стало возможным в реальной жизни. По всей стране энтузиасты создают Книги Памяти жертв политических репрессий, публикуют списки и формируют базы данных. Появилась возможность объединить их усилия. В 2000 году в Нижнем Тагиле состоялась научно-практическая конференция, на которой был дан старт проекту «Возвращенные имена». Поддержку и финансирование проекта взял на себя Фонд Форда. Координатором проекта стал доктор исторических наук В.М. Кириллов из Нижнего Тагила.

Суть проекта – в создании Единого банка данных о жертвах политических репрессий на территории бывшего СССР. Проект международный. Сейчас в нем принимают участие Россия, Украина, Казахстан, в дальнейшем предполагается привлечь представителей всех бывших «братских» республик.

Проект отнюдь не сводится к механическому соединению уже опубликованных данных. Единая база данных требует унифицированного подхода. Поэтому проект начался с фундаментальной научной проработки предметной области и объединения сил историков, работающих над темой репрессий. По каждому виду репрессий (а ведь это не только арест, расстрел и пребывание в лагере – но еще и ссылки, депортации, раскулачивание, лишение прав и т.д.) вырабатывался стандартный перечень полей, создавались методические пособия по работе с архивными документами.

Следующий шаг унификации – создание стандартной программы ввода данных. Эта программа разработана компанией Maxsoft совместно с Красноярским обществом «Мемориал». Дело в том, что за основу программы ввода была принята база данных Красноярского общества «Мемориал», разработанная В.И.Хвостенко и успешно работающая уже много лет. Как оказалось, она наиболее полно описывает предметную область.

Параллельно по всей стране разыскивались потенциальные партнеры проекта – организации и отдельные люди, ведущие работу над Книгами Памяти, имеющие доступ к архивам. В России было создано четыре координационных центра: Северо-Запад (с центром в Санкт-Петербурге), Центр-Юг (с центром в Москве), Урал (с центром в Нижнем Тагиле), Сибирь и Дальний Восток (с центром в Красноярске). В 2001 году координаторы объехали все краевые, областные и республиканские центры в своих регионах, установили связи с потенциальными партнерами и выяснили «картину на местах». Затем, по результатам мониторинга, была издана брошюра. Надо сказать, что проделанная работа была уникальной – никогда прежде информация об увековечении памяти жертв политических репрессий не собиралось в такой полноте.

В 2002 году наиболее подготовленные партнерские организации начали работу. Во всех четырех координационных центрах прошли семинары для партнерских организаций, была закуплена техника, распространена программа ввода. В Красноярске такой семинар состоялся в апреле 2002 года. Энтузиасты создания Книг Памяти со всей Сибири и Дальнего Востока впервые встретились вместе.

Одновременно компанией Maxsoft создавался макетный образец программного обеспечения. Дело в том, что задача построения Единого банка данных весьма непроста. Нередко высказывались сомнения в осуществимости проекта вообще. Шли горячие споры о том, на какой платформе строить Единый банк, какой методологией пользоваться. В конце концов победила концепция, предложенная Maxsoft: единый сервер на базе продуктов Microsoft. Но концепцию предстояло проверить на практике, что и было сделано в 2002 году. Макетный образец функционирует в интернете (vi.krsk.ru), в базе данных слито воедино свыше 100 000 данных о репрессированных из различных (и разнородных) источников.

Технические и методологические решения оказались верными. Теперь дело за разработкой полнофункционального продукта. Это тоже нетривиальная задача. Представьте себе сайт, на который непрерывно стекается информация о репрессированных со всей территории бывшего СССР. Вся эта информация проверяется, сводится воедино. Ведь «следы» одного и того же репрессированного могут встретиться многократно и в самых разных местах. Человека раскулачили на Украине, отправили на спецпоселение в Томскую область. Там уже арестовали, затем он отбывал срок в Белбалтлаге. Потом отправлен в ссылку в Красноярский край. Арестован еще раз, отбывал срок в Тайшете, Магаданской области, в Караганде, Воркуте. Затем ссылка в Архангельской обл. Это довольно типичная биография репрессированного. Информация о нем придет с Украины, из Казахстана, Томска, Санк-Петербурга, Красноярска, Воркуты, Магадана, Иркутска, Архангельска. Надо определить, что это – один и тот же человек, грамотно объединить информацию в одну запись. А ведь репрессированных – миллионы!

Работа над проектом идёт полным ходом. Конечно, силами только Фонда Форда эта задача не решится. Нужна государственная программа увековечения памяти жертв политических репрессий. Но к моменту запуска государственной программы, усилиями нынешних участников проекта, будет готова методологическая и программно-техническая база, создана партнерская сеть. То есть, большинство серьезных проблем будет уже решено (а многие решены уже сейчас).

Для нас, красноярцев, немаловажно, что Красноярск в проекте «Возвращенные имена» играет далеко не последнюю роль. Здесь, в компании Maxsoft, находится технический центр проекта. Здесь, в Красноярском обществе «Мемориал», находится координационный центр проекта по Сибири и Дальнему Востоку. Здесь создана одна из крупнейших и наиболее развитых баз данных о репрессированных. Здесь полным ходом идет оцифровка картотеки одного из крупнейших лагерей – Норильлага. Проект «Возвращенные имена» поддерживается администрацией Красноярского края.

Сделано очень много, а сделать предстоит еще больше. В одном только Красноярском крае 60 000 человек было арестовано по политическим мотивам, от полумиллиона до миллиона находилось на спецпоселении и в лагерях. В одном только г.Свободном Амурской области хранится 2 000 000 дел заключенных БАМлага. А есть ведь еще Воркута, Магадан и другие легендарные города… Но мы это сделаем. И тогда любой человек, пожелав узнать судьбу своего репрессированного родственника, не будет годами опрашивать архивы, а просто наберет адрес в интернете. А слова Ахматовой « «да отняли список, и негде узнать» станут неактуальны…

"Ориентир" 18 декабря 2002 года


Опубликовано:   "Сталкер"
© Алексей Бабий 2001