Красноярские СМИ в интернете

Это только кажется, что интернет стирает границы и уравнивает возможности. На самом деле интернет в регионах развивается пропорционально развитию среднего и малого бизнеса. От этого зависит количество и качество студий веб-дизайна, да и процент интернетизированности населения. Только после достижения 10% рубежа происходит качественный рывок и становится возможной окупаемость сайтов, в том числе и сайтов СМИ. Поэтому, несмотря на «всемирность» Сети, она очень неоднородна географически. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить соседние, близкие по размерам и количеству населения Красноярский край и Новосибирскую область. В Красноярском крае – около 1500 сайтов, в Новосибирской области – минимум 3000.

В полной мере эта неравномерность относится и к интернет-версиям СМИ.

Немного истории

Первой из красноярских газет в интернет вышла газета «Экономика и жизнь – Сибирь» (www.ecolife.krsk.ru) - в 1997 году. За семь лет сайт претерпел четыре кардинальных смены дизайна и концепции – от «плоской» электронной копии, верставшейся в NotePad, до самостоятельного программного продукта.

Следует отметить также сайт газеты «Всем! Всем! Всем!» (www.krsk.ru/bbb), созданный в 1998 г. Перед разработчиками стояла непростая задача: сделать оригинальный сайт практически из ничего: что можно рассказать о газете, состоящей исключительно из бесплатных объявлений? Разработчики, однако, эту задачу выполнили – но лучше это посмотреть, чем об этом читать. Сайт много лет не обновляется, однако сохранен в качестве исторического памятника.

В 1998 году появился и поныне здравствует сайт литературного журнала «День и ночь» (din.krasline.ru). А вот сайты «Делового Красноярска» и «АиФ на Енисее», появившиеся в начале 1999-го, с тех пор дважды умирали.

1998 год ознаменовался появлением первого сайта телекомпании – ТВК (www.tvk6.ru). а также первого сайта, предназначенного для освещения события (фестиваля ТВ-6 в Красноярске). Этот сайт обновлялся даже не ежедневно, а ежечасно, что для красноярского интернета было тогда в диковинку. Впрочем, очень скоро, в том же 1998 году появился и первый новостной сервер в Красноярске – «Авторадио-Красноярск» транслировало свои новости на kr.ru (сейчас они публикуются на собственном сайте – avtoradio.net). Технологической «изюминкой» kr.ru было то, что новости заверстывались на сайт автоматически – робот читал письма, приходящие на определенный адрес и преобразовывал их в веб-формат. Для 1998 года это было новинкой.

Сейчас в сети, плюс к ТВК и «Авторадио-Краснояск», представлены теле- и радиокомпании: «Афонтово» (www.afontovo.ru), Прима-ТВ (prima-tv.ru), ТРК-7 (www.trk7.ru), КГРТК (www.kgtrk.ru), «Русская волна» (www.ruvolna.ru) , Dinamit-FM (www.dinamitfm.net). К сожалению, сейчас далеко не все основные красноярские газеты присутствуют в сети (о присутствующих – речь ниже). Нередко сайты СМИ умирали через несколько месяцев после рождения. Красноярские СМИ пытаются исходить из своего понимания возможностей интернета (часто узкого), своих финансовых возможностей (часто недостаточных). В Новосибирске пошли по другому пути – при поддержке Национального института прессы была разработана программа (и под нее получены гранты), по которой профессиональная команда, базируясь на единой технологии, создавала и поддерживала сайты новосибирских СМИ (которым это не стоило ни копейки). То есть, сразу был задан нужный уровень разработки и обеспечена продвинутая технология.

Концепции

Первые сайты СМИ были всего лишь копиями СМИ «бумажных». Да и сейчас это нередко так – например, сайт газеты «Заполярная правда» (www.gazetazp.ru) воспроизводит даже расположение материалов по полосам. Это само по себе неплохо, потому что дает возможность знакомиться с изданием жителям других регионов. Это упрощает проведение мониторингов и написание обзоров. Но, конечно, этого недостаточно. Интернет позволяет создать новые качества издания, и грех этим не воспользоваться.

Во-первых, появляется возможность дополнительных «сечений» информации. В бумажной версии издание четко выстроено по временной шкале (выпуски). Однако читателя нередко интересует не весь номер, а только конкретные рубрики, и надо дать ему возможность просмотра не только по горизонтали (выпуск за выпуском целиком), но и «по вертикали» - только одну рубрику «вглубь» по всем номерам. Далеко не во всех сайтах СМИ есть такая возможность, а в Красноярске она присутствует только на сайте газеты «Экономика и жизнь - Сибирь». Сечение по рубрикам – не единственное. Нередко читатель ищет материалы по определенной теме – например, о противостоянии Лебедя и Быкова (тема, кстати, в разных выпусках может проходить по разным рубрикам). Возможность тематической увязки существует на том же сайте «Экономика и жизнь – Сибирь».

Вообще, сайт газеты достаточно часто используется «в ретроспективе» - т.е. не для чтения свежих материалов, а для поиска информации по определенной теме. Следует заметить, что большинство сайтов СМИ для этих целей годятся очень плохо – на них отсутствует не только тематический поиск, описанный выше, но даже и обычный поиск по контексту. Красноярские сайты не исключение: не более половины сайтов СМИ имеют такой сервис.

Во-вторых, интернет дает возможность более объемного видения. В бумажной версии газеты ссылки на другие издания присутствуют достаточно редко, и это можно объяснить многими причинами. Но отсутствие ссылок в материале на сайте можно объяснить разве что леностью. Не надо бояться того, что читатель уйдет на другой сайт. Наоборот, он будет благодарен изданию, предоставляющему возможность посмотреть на вопрос с разных сторон и узнать дополнительные подробности. Тем не менее, материалы в интернет-версиях газет ничем не отличаются от бумажных. Это одно из проявлений удивительного феномена: в интернете, базирующемся на понятии гипертекста, гипертекст используется разве что в рубрикаторах, хотя его возможности гораздо богаче. Следует отметить, что «чисто онлайновые СМИ» все-таки более продвинуты в этом вопросе – например, новостной сайт newslab.ru практически в каждом материалы дает ссылку на упомянутые в нем организации и персоны.

В третьих, интернет дает уникальную возможность немедленного отклика на материал. В доинтернетовское время для этого использовалась обычная почта, а успех статьи измерялся количеством писем, пришедших в редакцию. Теперь обычная почта заменяется на электронную, но, что еще важнее, появляется возможность непосредственного обсуждения статьи на форуме. Разумеется, должна быть возможность уйти в соответствующий тред форума прямо со статьи. Разумеется, это требует постоянного модерирования форума, но зато какие возможности для дальнейшего развития темы, для поиска новых тем, да и для измерения «степени горячести» вопросов. Увы, этой возможностью пользуются только «Экономика и жизнь – Сибирь» и «Комсомольская правда – Красноярск» (www.krsk.kp.ru).

Технологии

Разумеется, все эти возможности требуют специального программного обеспечения – систем управления контентом, специализированных форумов и пр. В 2004 году сайт СМИ, базирующийся на «плоском HTML» - вопиющий анахронизм, хотя такие до сих пор появляются (в том числе и в Красноярске), что свидетельствует о полном непонимании целей и задач электронной версии.

В Красноярске используется популярная CMS (система управления контентом) – Zope - на ней построены сайты газет «Красноярский рабочий» (www.krasrab.krsn.ru) и «Сегодняшней газеты» (www.sgzt.com), а также собственные разработки («Экономика и жизнь – Сибирь», newslab.ru, «Комок» www.komok.ru, «Ориентир» www.orientir.ru).

Следует отметить инициативу создания интернет-вещания (www.tv.scn.ru). На этом сайте можно посмотреть выпуски новостей ведущих красноярских телекомпаний и не только текущие.

Интернет-реклама

Любопытно, что ни один из сайтов красноярских СМИ не использует свои сайты как рекламные площадки, хотя среди них есть достаточно посещаемые.

Достаточно редко сайты СМИ участвуют в баннерообменных сетях. А те, кто в них участвуют, используют их крайне неэффективно – для имиджевой рекламы . Между тем часто обновляемые баннеры, ссылающиеся на свежие статьи номера, могли бы существенно повысить интерес к электронной версии издания, а возможно, привели бы к увеличению количества подписчиков.

Онлайновые СМИ

На протяжении последних четырех лет не прекращаются попытки создания онлайновых СМИ. Однако до последнего времени серьезных инвесторов на этом рынке не было, а попытки создать СМИ, хоть и онлайновые, «на коленке» и на энтузиазме, ни к чему не приводили. Среди пионеров, заявивших интересные решения, следует отметить портал Yarsk.ru, созданный издательским домом «Империум», но он, увы, на днях прекратил свое существование. Имеется несколько информационных агентств, работающих, в том числе и в онлайне (REGNUM. Новости Красноярского края. - http://www.volgainform.ru/news/krasnoyarsk), Независимое Информационное Агентство - Красноярск - http://www.24rus.ru, Российское информационное агентство "Пресс-Лайн" - http://www.press-line.ru, Сибирское агентство новостей - http://www.sibnovosti.ru).

Однако в полной мере онлайновым СМИ можно назвать только уже упомянутый newslab.ru, хотя авторы проекта считают его скорее порталом, чем СМИ и, в частности, не регистрировали его в качестве СМИ.

Заключение

Для красноярского интернета в целом и красноярских СМИ в интернете настает момент, когда интернет-проекты становятся окупаемыми и реально действующими – процент интернетизированого населения по крайней мере приблизился к 10%, а возможно, уже и перевалил через этот магический барьер. В основной массе красноярские СМИ к этому не вполне готовы, хотя есть примеры весьма профессионального использования возможностей интернета. Тенденции, однако, неплохие и, думается, в ближайшие годы мы увидим качественно иную картину.

Алексей Бабий, ЗАО Maxsoft, Красноярск 


Опубликовано:   журнал "Журналист", 2004 г
© Алексей Бабий 2004