На этом этапе составляется детальное описание сайта. То есть, буквально описываются все разделы, все страницы.
Если это обычная страница, то указывается, какого типа информация там будет. Например: «на странице 15 находится информация о просветительской деятельности общества «Мемориал». Перечислены основные направления деятельности, даются ссылки на подразделы – лекционную программу, выставочную, библиотечную».
Если эта страница генерируется автоматически, то указывается механизм генерации. Например: «Страница «Новости» содержит две колонки, одна из которых – новости общества «Мемориал», вторая – новости сайта. В каждой колонке публикуется не более 10 последних новостей. По мере прибытия свежих новостей устаревшие новости общества «Мемориал» перемещаются в архив новостей, устаревшие новости сайта уничтожаются».
Это очень важно. Таким образом вы подробно описываете будущий сайт, и, когда функциональные спецификации будут подписаны, и у заказчика, и у исполнителя будет четкое понимание того, что они, собственно, собираются сделать.
Еще одна важная составляющая функциональных спецификаций – таблица трудозатрат, которая выглядит примерно так:
Функциональная возможность | Трудозатраты в человеко-часах | Стоимость |
Механизм публикации новостей | 5 | 1500 р. |
… | … | … |
Эта таблица очень важна с двух точек зрения.
Во-первых, только в этот момент можно говорить о стоимости сайта. Потому что на этапе видения проекта мы еще представляли себе сайт очень приблизительно, на уровне целей, аудитории и т.п. А теперь мы видим его гораздо более детально. Конечно, в этот момент заказчик может не согласиться с обозначенной суммой. Он может оспаривать трудозатраты на ту или иную возможность – тогда их надо обосновать. Но даже и после «утрясания» трудозатрат сумма может оказаться слишком большой – и тогда надо разговаривать уже о том, что какие-то функциональные возможности могут быть отнесены на следующие этапы разработки (т.е в текущей версии их не будет вообще), или же они могут быть реализованы как-то по-иному. Один из заказчиков хотел, чтобы мы реализовали на сайте механизм подписки на новости, причем настаивал на том, чтобы мы его реализовали сами. Однако после того как сумма проекта стала слишком большой, мы стали искать возможности удешевления – и еще раз предложили заказчику сделать подписку через subscribe.ru. На этот раз он согласился.
Во-вторых, даже если отношения между заказчиком и исполнителем некоммерческие (а такое тоже бывает – в частности, бывает и так, что исполнитель и заказчик – одна и та же организация) – все равно эта таблица очень полезна. Ведь вы видите суммарные трудозатраты на сайт – и может оказаться, что имеющимися силами вы будете делать сайт, например, полгода. А это совершенно неприемлемый срок. Сайт (точнее, очередная версия сайта) должен делаться месяц-два. Если планируемые трудозатраты больше, надо разбивать работу на этапы, выделяя то, что нужно реализовать на сайте в первую очередь, а что во вторую. (Замечу в скобках, что за 30 лет разработки программных средств я еще ни разу не встречал случая, когда реальные сроки были меньше планируемых).
Очень важно также, что заказчик и исполнитель работают над этой таблицей совместно, то есть все происходит ясно, открыто и без недомолвок. Именно в этот момент укрепляется доверие между партнерами – заказчиком и исполнителем.
Да, кстати – а ведь разработка функциональных спецификаций – это труд, и он должен оплачиваться? Да, это так. Если за видение проекта мы берем деньги не всегда, а если и берем, то небольшие, то за функциональные спецификации – всегда, и эта сумма никак не меньше 500 долларов, а часто существенно больше. Но при этом мы говорим заказчику, что функциональные спецификации, как и видение проекта – совершенно автономный этап работы. Так же, как он мог после утверждения видения проекта заказать функциональные спецификации не нам, а кому-то другому, так и после разработки функциональных спецификаций он может заказать собственно разработку сайта другому исполнителю. Как ни парадоксально, именно предоставление свободы заказчику сильнее привязывает его к нам – он видит, что мы не стремимся к тому, чтобы сделать его зависимым от нас, а стремимся к тому, чтобы качественно сделать свою работу и максимально увязать пожелания заказчика со своими возможностями.
К предыдущей На оглавление К следующей
Опубликовано: Эффективное
использование сайта НПО
© Алексей Бабий
2004