У семи нянек дитя без глазу

Владимир Путин образовал Совет по реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, доступного жилья молодым семьям и сельского хозяйства. В Совет вошёл 41 человек, в том числе и губернатор края Александр Хлопонин. Цель Совета - обеспечить взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти, общественными объединениями. В Совет не вошёл ни один представитель политических партий, там в основном члены правительства, губернаторы, мэры, чиновники. В связи с этим наш вопрос: почему президент сознательно лишил национальные социальные проекты политической окраски?


Валерий ЗУБОВ, бывший губернатор края, депутат Государственной Думы:

- Создание параллельных структур управления всегда свидетельствует о сбое. Я считаю неэффективным создание таких структур, как Общественная палата, Госсовет, теперь вот Совет по реализации приоритетных национальных проектов. Вместо них необходимо должным образом исполнять свои обязанности правительству. Известна вековая мудрость: у семи нянек дитя без глазу. Это как раз тот случай. Кстати, на заседании правительства, которое возглавлял президент, прозвучали две темы. С одной стороны, приоритетные национальные проекты, с другой - опасения, что все усилия по решению социальных проблем уйдут в песок, если не будет решён вопрос с инфляцией. Снизить инфляцию можно только жёстким контролем над тарифами услуг естественных монополий. Министр финансов Кудрин расписался в собственном бессилии, заявив, что это может сделать только президент. А зачем тогда тарифный комитет в составе правительства?


Анатолий ТАЮРСКИЙ, председатель Сибирского отделения Российской академии образования, академик РАО:

- Не исключено, что сделано это с целью более быстрого принятия решений. Однако жаль, что в Совете нет заметных учёных, которые могли бы представить более полную картину общественных настроений по разным направлениям национальных проектов. Поэтому Российская академия образования проявила собственную инициативу: мне поручено в разрезе национальных проектов проработать соглашение между академией и администрацией края в части научного обеспечения программ, касающихся образования. Мы назвали его Меморандум о совместной разработке и реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия РАО и краевой администрации. Проект уже готов. Я надеюсь, что он будет служить более тесному сотрудничеству федеральных, региональных органов власти и общественных объединений.


Галина ВЫЧУЖАНИНА, руководитель агентства образования администрации края:

- Вместе с коллегами мы обсуждали состав Совета, в частности то обстоятельство, что в него не были введены представители политических партий. Практика не раз уже показала, что партии, как правило, борются за власть, иногда намеренно, вопреки общим интересам, усложняют решение тех или иных вопросов. А сейчас нужно говорить об общих национальных интересах. Владимир Путин проявил очень ответственную инициативу - назвал приоритетные для России проекты президентскими. Закономерно, что он сделал членами Совета тех, с кого может спросить выполнение решений, и будет опираться на них. В Совете есть представители всех уровней власти - федеральной, региональной, муниципальной. С одной стороны, эти люди могут и должны стать силой, способной проводить, направлять, организовывать столь серьёзную и ответственную работу. С другой стороны - проводить мониторинг слабых мест в осуществлении национальных проектов на местах, принимать конкретные меры.


Алексей Бабий, председатель Красноярского общества "Мемориал":

- Думаю, что это одно из следствий вертикализации власти. Путин, создав такой муляж, как Общественная палата, счёл, что этим участие общественных организаций в жизни страны можно и нужно ограничить. Он счёл также, что чиновники лучше знают проблемы и способы их решения, чем общественные и политические деятели. Это вполне в русле идеологии нынешней федеральной власти. При том что люди, входящие в Совет, могут быть достойными, спектр точек зрения, представленных в Совете, искусственно сужен.

И это может привести к негативным последствиям. Например, когда вводили печально известный 122-й закон, многие общественные организации аргументированно возражали. Их не выслушали - результат был предсказуем, вы его знаете. Здесь с большой вероятностью может произойти то же самое.


Дмитрий ШЕСТЕРИКОВ, менеджер по маркетингу книготорговой сети "Книголюб":

- Здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство - это такие области, где не нужна политика. Наоборот, в таких сферах жизни чем меньше политики, тем лучше. Зачем там политиканство? О чём там дискутировать? Это сферы, где нужно чёткое выполнение задач, поставленных президентом, правительством, обществом, наконец. Плюс хорошее финансирование, чтобы всё заданное можно было осуществить. Чрезмерная политизированность российской государственной машины приводит к потере времени и бюджетных денег. Нет чётко прописанной схемы, неизвестно, кто за что отвечает на разных уровнях государственной власти. Поэтому в совет и вошли чиновники разного уровня, чтобы могли создать такую схему, где прописывалась бы ответственность каждого во всех указанных областях. А также для того, чтобы о возникающих проблемах говорить друг с другом напрямую: вышестоящим и нижестоящим вне рамок субординации. Это попытка демократичного обсуждения проблем, которые возникают при исполнении задач на разных уровнях государственного аппарата.

Красноярский рабочий 31.10.2006


Опубликовано:   
© Алексей Бабий 2005