Владимир Путин образовал Совет по реализации приоритетных национальных
проектов в области здравоохранения, образования, доступного жилья молодым семьям
и сельского хозяйства. В Совет вошёл 41 человек, в том числе и губернатор края
Александр Хлопонин. Цель Совета - обеспечить взаимодействие между федеральными,
региональными и местными органами власти, общественными объединениями. В Совет
не вошёл ни один представитель политических партий, там в основном члены
правительства, губернаторы, мэры, чиновники. В связи с этим наш вопрос: почему
президент сознательно лишил национальные социальные проекты политической окраски?
Валерий ЗУБОВ, бывший губернатор края, депутат Государственной Думы:
- Создание параллельных структур управления всегда свидетельствует о сбое. Я
считаю неэффективным создание таких структур, как Общественная палата, Госсовет,
теперь вот Совет по реализации приоритетных национальных проектов. Вместо них
необходимо должным образом исполнять свои обязанности правительству. Известна
вековая мудрость: у семи нянек дитя без глазу. Это как раз тот случай. Кстати,
на заседании правительства, которое возглавлял президент, прозвучали две темы. С
одной стороны, приоритетные национальные проекты, с другой - опасения, что все
усилия по решению социальных проблем уйдут в песок, если не будет решён вопрос с
инфляцией. Снизить инфляцию можно только жёстким контролем над тарифами услуг
естественных монополий. Министр финансов Кудрин расписался в собственном
бессилии, заявив, что это может сделать только президент. А зачем тогда тарифный
комитет в составе правительства?
Анатолий ТАЮРСКИЙ, председатель Сибирского отделения Российской академии
образования, академик РАО:
- Не исключено, что сделано это с целью более быстрого принятия решений. Однако
жаль, что в Совете нет заметных учёных, которые могли бы представить более
полную картину общественных настроений по разным направлениям национальных
проектов. Поэтому Российская академия образования проявила собственную
инициативу: мне поручено в разрезе национальных проектов проработать соглашение
между академией и администрацией края в части научного обеспечения программ,
касающихся образования. Мы назвали его Меморандум о совместной разработке и
реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе
сотрудничества и взаимодействия РАО и краевой администрации. Проект уже готов. Я
надеюсь, что он будет служить более тесному сотрудничеству федеральных,
региональных органов власти и общественных объединений.
Галина ВЫЧУЖАНИНА, руководитель агентства образования администрации края:
- Вместе с коллегами мы обсуждали состав Совета, в частности то обстоятельство,
что в него не были введены представители политических партий. Практика не раз
уже показала, что партии, как правило, борются за власть, иногда намеренно,
вопреки общим интересам, усложняют решение тех или иных вопросов. А сейчас нужно
говорить об общих национальных интересах. Владимир Путин проявил очень
ответственную инициативу - назвал приоритетные для России проекты президентскими.
Закономерно, что он сделал членами Совета тех, с кого может спросить выполнение
решений, и будет опираться на них. В Совете есть представители всех уровней
власти - федеральной, региональной, муниципальной. С одной стороны, эти люди
могут и должны стать силой, способной проводить, направлять, организовывать
столь серьёзную и ответственную работу. С другой стороны - проводить мониторинг
слабых мест в осуществлении национальных проектов на местах, принимать
конкретные меры.
Алексей Бабий, председатель Красноярского общества "Мемориал":
- Думаю, что это одно из следствий вертикализации власти. Путин, создав такой
муляж, как Общественная палата, счёл, что этим участие общественных организаций
в жизни страны можно и нужно ограничить. Он счёл также, что чиновники лучше
знают проблемы и способы их решения, чем общественные и политические деятели.
Это вполне в русле идеологии нынешней федеральной власти. При том что люди,
входящие в Совет, могут быть достойными, спектр точек зрения, представленных в
Совете, искусственно сужен.
И это может привести к негативным последствиям. Например, когда вводили печально
известный 122-й закон, многие общественные организации аргументированно
возражали. Их не выслушали - результат был предсказуем, вы его знаете. Здесь с
большой вероятностью может произойти то же самое.
Дмитрий ШЕСТЕРИКОВ, менеджер по маркетингу книготорговой сети "Книголюб":
- Здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство - это такие области,
где не нужна политика. Наоборот, в таких сферах жизни чем меньше политики, тем
лучше. Зачем там политиканство? О чём там дискутировать? Это сферы, где нужно
чёткое выполнение задач, поставленных президентом, правительством, обществом,
наконец. Плюс хорошее финансирование, чтобы всё заданное можно было осуществить.
Чрезмерная политизированность российской государственной машины приводит к
потере времени и бюджетных денег. Нет чётко прописанной схемы, неизвестно, кто
за что отвечает на разных уровнях государственной власти. Поэтому в совет и
вошли чиновники разного уровня, чтобы могли создать такую схему, где
прописывалась бы ответственность каждого во всех указанных областях. А также для
того, чтобы о возникающих проблемах говорить друг с другом напрямую: вышестоящим
и нижестоящим вне рамок субординации. Это попытка демократичного обсуждения
проблем, которые возникают при исполнении задач на разных уровнях
государственного аппарата.
Красноярский рабочий 31.10.2006
Опубликовано:
© Алексей Бабий 2005