Гость номера

– Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась история Интернета в Красноярске.

– Важно понимать, что мы подразумеваем под Интернетом: электронную почту, сайты или бизнес провайдерских услуг. Насколько я знаю, первые опыты подключения к сети в нашем городе относились к началу 90-х годов, может быть, даже немного раньше. Эти первые попытки шли с двух сторон:

С одной, появлялись домашние сети FIDO. Большую роль в этом случае сыграл один из их организаторов – Аркадий Бундаков. В шутку, его можно называть первым красноярским провайдером. За определенное количество огненной воды он давал возможность людям войти в FIDO.

С другой стороны, в это же время фирма «Крис» (честно говоря, не помню, была ли это та, которая известна сегодня; в то время было два «Криса») делала первые попытки подключения к Relcom.

Первый подвиг сетей относится ко времени ГКЧП, когда было полностью перекрыто телевидение, радио и прочие средства массовой коммуникации, кроме Интернета. Все указы Ельцина, вся информация о происходящем принимались именно по этим сетям.

Году в 1993-1994 появился Краснет, и электронная почта из забавы компьютерщиков стала превращаться в инструмент бизнеса.

В 1995 или 1996 году «Краснет» на компьютерной выставке продемонстрировал то, что теперь, собственно, и понимается под Интернетом. В Красноярске в ту пору сайтов еще не было, поэтому демонстрировались зарубежные. Я кстати, хорошо помню такой интересный момент: их стенд не пользовался тогда популярностью. Народ совершенно не понимал, что это за штука, и для чего она нужна. Да я и сам тогда этого не понимал.

– Расскажите, пожалуйста, когда был организован рынок провайдерских услуг в нашем городе?

– Первый провайдерский бизнес (я имею в виду не электронную почту по UUCP, а именно http-доступ), на мой взгляд, построил КТС («КрасТелекомСервис»). Они очень активно стали осваивать эту сферу деятельности, создали систему тарифов, стали активно предлагать эту услугу. Если до этого момента все это существовало на уровне идеи, то теперь стало бизнесом.

Необходимо заметить, что жители нашего города не очень хорошо понимали, для чего нужен Интернет. Я прекрасно помню, как в 1995 году в нашей фирме MaxSoft директор различными способами заставлял сотрудников пользоваться электронной почтой. И это была специализированная фирма, в которой практически все сотрудники – компьютерщики!

В то время не было никакой культуры электронной почты, все проходило с большим скрипом. У людей не было спроса на эти услуги, хотя предложение было.

– Раз уж речь зашла о фирме MaxSoft, давайте поговорим, когда и для каких целей она была организована?

– Под именем MaxSoft фирма появилась в 1994 году, но у нее было два предшественника. Одна компания называлась «Такмак», и ее имя пришлось сменить из-за большого количества одноименных фирм. Была она создана в 1991 году, и первоначально занималась только поставкой легального программного обеспечения. Представьте, по тем временам это была самоубийственная вещь. Объяснить людям, почему надо платить за то, что они и так переписывают с дискеты на дискету, было очень тяжело. И сейчас это непростая задача – а по тем временам практически нереальная. Тем не менее, бизнес пошел.

В 1994 году «Такмак» слился с Учебным центром, который существовал при Доме техники с 1987 года. Это было очень удачное сочетание, т.к. Учебному центру был необходим технологический и идейный локомотив. Шуточный слоган, который я придумал для нашей компании: «Бежать впереди паровоза». Мы всегда стараемся продвигать все новое, перспективное и создавать новые рынки.

В середине девяностых MaxSoft сделал интересную вещь. Мы взяли у КТС канал и начали ему же составлять конкуренцию: открыли субпровайдерство. Это привело к тому, что на рынке появилось уже минимум три, считая «Краснет», оператора. Между которыми, естественно, начались конкурентные отношения. Цены нормализовались, а сначала были просто запредельными. Интернет могли позволить себе только крупные банки.

Хочу выдать наши тайные замыслы. Мы (MaxSoft), можно сказать, начали рыхлить эту почву, готовить рынок Интернет-услуг. Именно это стало нашей стратегией.
В 1996-1997 мы стали организовывать бесплатные семинары, на которые приглашали руководителей различных организаций. Эти занятия были очень короткими – буквально полдня. На них мы рассказывали, что такое Интернет, какие возможности он дает. Затем давали возможность слушателям, просто полазить по сайтам.

Эффект был значительным. Люди пачками начинали заключать договора. Дело в том, что, пока интернет не увидишь «живьем», вряд ли поймешь, что это за штука и что она тебе может дать.

Я, честно вам скажу, тоже не понимал, что это за зверь такой – Интернет, года до 1996. Я просто не видел в нем какой-либо ценности. Ну, какие-то программеры качают из Америки драйвера. Ну и что? Произошла отдельная история, после которой я понял, что такое Интернет. Как не парадоксально, его суть мне объяснил тринадцатилетний мальчик.

– Что это за история?

– Это было летом 1996 года. В летней детской компьютерной школе, где я преподавал, один мальчик показал мне свой персональный сайт. Когда я его увидел, у меня в голове что-то щелкнуло, и я понял, что такое Интернет, какие возможности он дает.

Мне, конечно, было стыдно расспрашивать его, потому что я уже был дядя в годах и его преподаватель. Я взял сайт, посмотрел, как он устроен внутри. Безо всякой документации, «методом тык», освоил HTML. И к своему большому изумлению, буквально через два дня уже построил свой собственный сайт. Приехав в город, выложил его в Интернет. С этого момента стал заниматься пропагандой всех этих вещей.

– Вернемся к деятельности MaxSoft…

– Мы поняли, что с Интернетом связано очень много возможностей, которые люди еще не осознают. Мы проводили семинары, готовили публикации. Была создана специальная страничка в «Красноярском комсомольце». В ней у меня была целая полоса, где я раз в месяц рассказывал о различных штуках, которые с помощью Интернет можно делать.

В 1997 году мы изготовили первый сайт по заказу. В этом же году появилась первая Интернет-газета – «Экономика и жизнь». Это был очень важный шаг. До этого момента количество сайтов в Красноярске можно было по пальцам пересчитать. И это были сайты не обновляемые. «Экономика и жизнь», в отличие от них обновлялась периодически, с каждым выходом номера газеты.

Серьезным шагом стало и появление регулярного обозрения. Нам (и Макссофту как фирме, и красноярцам вообще) необходимо было сделать так, чтобы Интернет-рынок формировался, а его тогда просто не было. Для осуществления наших планов, нам нужно было, чтобы в Красноярске существовало много пользователей. А много пользователей появляется, когда людям есть, что искать в Интернете. Следовательно, необходимо было, стимулировать создание интересных и полезных сайтов.

Как это сделать, говорил еще Владимир Ильич. Коллективный организатор и агитатор – газета. Как я уже говорил, мы стали публиковать информацию в «Красноярском комсомольце», а затем еще в целом ряде газет.

Но самое главное, в сети должен был появиться некий ресурс, который консолидировал бы все возникающее Интернет-сообщество. На нем должны были быть представлены все красноярские сайты и отзывы о них. Было очень важно сделать так, чтобы тех, кто строит сайты, увидели и услышали.

Несколько лет таким ресурсом был «Сталкер». Позже, поскольку он был один из самых раскрученных красноярских проектов, мы стали его использовать как ракету-носитель для запуска других проектов. Типичный пример: Витя Вязьминов, начал публиковать свои статьи о дизайне и web-дизайне в «Сталкере», а через какое-то время, раскрутившись, создал отдельный ресурс. Да и «Столбы» начинались со странички на Сталкере.

– Что еще, по вашему мнению, дал «Сталкер» для развития Интернета в Красноярске?

– На «Сталкере» проводилась масса экспериментов. Например, мне было интересно, сможем ли мы сделать ежедневно обновляемый сайт. Сейчас это кажется привычным. А тогда очень тяжело было преодолеть эту инерцию, люди создавали «мертвые» сайты, в том смысле, что они не были предназначены для обновления.

Мы тогда объявили на «Сталкере» акцию «Здесь не пахнет портянками». Это анекдот был такой: ««Митрич, ты портянки меняешь?», «Да, но только на водку»». На «Сталкере» ежедневно стали транслироваться новости, которые появлялись на других красноярских сайтах. Благодаря чему удалось обратить внимание на эту проблему.

Для меня тоже было интересно поработать в таком ежедневном режиме, испытать себя в качестве журналиста. У меня в детстве была такая мечта: собирался поступать на журфак, а потом меня зачем-то занесло на матфак.

Интернет для творческих людей тогда был очень большой приманкой. Например, берешь, и сам делаешь ежедневное издание. Все зависит только от тебя, не нужны расходы на печать и так далее. Здесь была возможность творить, что хочешь. Сейчас это уже приелось.

– Когда же сформировался рынок Интернет-услуг в нашем городе?

– Мне кажется, что это произошло в 2001 году. Появилось множество провайдерских фирм, а значит, и востребованность в этих услугах. Стали создаваться студии web-дизайна, новостные, справочные ресурсы. Сейчас мы действительно можем найти любую информацию в Интернете. Но с другой стороны, он до сих пор не стал средством обеспечения сервисов. Большинство известных мне попыток внедрить какие-то сервисы, например, такие, как Интернет-магазины, умерли, в основном от недостатка спроса на эти вещи.

Опять же пример: в Новосибирске уже забыли, что такое карточки для оплаты сотовых телефонов. Люди переводят деньги при помощи Интернет. Можно без всяких очередей заплатить за квартиру, свет – по интернету.

Идеальный мир – мир, где я, не вставая с кресла, могу оплатить и получить любую услугу, никуда не бегая. Но этот рынок сервисов, насколько я знаю, сейчас в нашем городе не развит.

– Чем сегодня занимается MaxSoft? Какую должность в компании вы занимаете?

– Сегодня здесь размещается и Учебный центр, и web-лаборатория, и САПР (отдел, который занимается системами автоматизированного проектирования). Поставляем мы юридическую справочную систему ГАРАНТ. Разработан целый ряд некоммерческих проектов. Был, например, создан сайт красноярского общества «Мемориал». Сложно найти грань между «Мемориалом» и MaxSoft: многие сотрудники работают в обеих организациях. Сайт – также наш общий проект. В 1998 году он занял первое место на всероссийском конкурсе «Бизнес-сайт». Кстати говоря, и другие наши некоммерческие проекты тоже занимали призовые места на «Бизнес-сайте» – сайт «Столбы» и сайт Андрея Иголкина.

Со мной же произошла такая история: к 2001 году я стал чувствовать неудовлетворенность. Тема интернета была для меня исчерпана, того запала, который был в начале, не стало. А в 2001 году в России стартовал большой проект «Возвращенные имена» – это единый банк данных всех репрессированных в СССР. Я и мечтать не мог, что такой проект может быть реализован. И забросил все остальные проекты, в том числе Сталкер. Кстати, существенный факт, что Красноярск в этом проекте играет одну из ведущих ролей – все программное обеспечение делается компанией Maxsoft, и сам банк данных тоже находится здесь. А в 2002 г. умер один из основателей Красноярского общества «Мемориал», Володя Биргер, и мне пришлось взять на себя ту работу, которую он вёл. Так что в 2002 году я окончательно «ушел из большого интернета».

Сейчас я заведующий лабораторией гуманитарных проектов в MaxSoft и председатель Красноярского общества «Мемориал». Веду три проекта: «Столбы», «Возвращенные имена», сайт красноярского общества «Мемориал». По прежнему веду каталог красноярских сайтов «Сталкер», но надеюсь его передать в надежные руки - мне этот проект уже неинтересен.

– Чтобы вы пожелали нашим читателям и красноярцам в связи с развитием Интернета?

– Я очень хочу, чтобы Интернет стал удобной и полезной средой. Всегда привожу такое сравнение: Интернет – это кухня. На Западе – это кухня следующего сорта: холодильник, обнаружив, что закончилось сливочное масло, делает заказ в Интернет-магазин, чтобы оно появилось. А у нас – это кухня, на которой ведутся споры, разговоры, по большей части, ни о чем. Практической составляющей очень мало.

Хотя, по моим прикидкам, мы в Красноярске должны были уже выйти на порог десяти процентов интернетизированности. Есть такой порог: если десять процентов населения в регионе регулярно посещает Интернет, тогда в нем сервисы становятся окупаемыми. И этот рынок должен возникнуть. Я очень хочу, чтобы он возник, но сам этим, к сожалению, уже работаю в другой области.

--------------------------------------------------------------------
Вставка

Алексей Андреевич Бабий
Окончил математический факультет Красноярского Государственного университета. Действительный член Российской академии Интернета.
Председатель красноярского общества «Мемориал», заведующий Лабораторией гуманитарных проектов компании «MaxSoft».
1976-1985 – Красноярский госуниверситет, заведующий сектором программного обеспечения вычислительного центра
1986-1990 – КФ ВНИИ ПС, старший научный сотрудник
1990-1992 – директор учебного центра КТО «Демос»
1992-1994 – директор учебного центра компании «Красфайл»
1994-1998 – директор учебного центра «MaxSoft»
с 1998 года – руководитель web-лаборатории «MaxSoft».
Автор 8 книг и нескольких десятков публикаций по информационным технологиям, проблемам влияния технологий на человека, истории политических репрессий в Красноярском крае, а также рассказов и повестей.
Редакторская работа:
1989-1991 – редактор раздела «Мемориал» в альманахе «Енисей»
1995-1998 – главный редактор журнала ON LINE
с 1998 года – редактор онлайн-издания «Сталкер»
1999-2000 – редактор регионального раздела онлайн-издания Internet.ru


Опубликовано:   CCC, март 2005
© Алексей Бабий 2005