Lines - игра для настоящих мужчин

Традиционно считается, что Lines - игра для секретарш, что в ней нет азарта и энергетики. Чего там – собирать по пять шариков в ряд…

Думаю, что это не так. Это стратегическая игра, воспитывающая мудрость. В ней есть драматизм и экспрессия.

Цель

Lines учит нас правильно определять цель.

Неопытные игроки считают, что цель игры – набрать как можно больше очков. Потому они гонятся за каждым очком, стремятся довести до конца каждую начатую пятерку, и огорчаются, когда пятерку «закрывает» не они, а программа.

На самом деле цель игры другая – сделать как можно больше ходов. Следствием этого будет большое количество очков. Но лишь следствием.

Какая разница? Да колоссальная. Во время игры не смотришь на табло с результатами. Не норовишь тут же закрывать ближайшую пятерку. Забота совсем другая – постоянно расширять свободное поле.

В жизни все так же. Люди, которые идут в бизнес за деньгами, скорее всего, проиграют – в том числе и деньги. Жадность фраера погубит. Люди, для которых важнее бизнес как таковой, творчество по его выстраиванию, выиграют – в том числе и деньги.

А, если цель определена иначе, и игра будет другая. Давайте убедимся.

И не друг и не враг. А партнер.

С кем идет игра? Кто для нас программа?

Если бьешься за очки – враг. А как иначе? Она выкидывает не те цвета не в том месте. Она норовит отобрать очки, закрывая почти готовые пятерки. Выигрывает кто-то один. А другой проигрывает. А значит – получи фашист, гранату: пусть сам пятерку не поставлю, но и тебе не дам.

Если же цель игры – сделать как можно больше ходов, все меняется кардинально. Система «закрыла» пятерку – ей спасибо, особенно в сложной ситуации. Ведь, вместо того, чтобы уменьшить свободное поле на три клетки, она увеличила его на две клетки (5-3). Мало того, она прорыла канал в затвердевающей гуще, и может быть, именно этот канал позволит прокатить очень важный шарик и сделать стратегически выгодный ход. Мало того, она сэкономила ход, и можно начать или достроить важную для этой ситуации линию шаров. Да, не заработаны очки. Но ведь и не потеряны! Это означает, что игра не антагонистическая.

Тут мы начинаем понимать, что на самом деле программа не враг, а может быть, даже и не противник. Даже когда дает не те цвета не в том месте. Ну, такая у нее роль – она всегда сидит на раздаче. Вот, когда играешь в «дурака» и сдаешь себе самому некозырные шестерки – сам себе враг? Нет, просто так получилось.

Значит, программа не вредит умышленно. Иногда она даже подыгрывает. Иногда ей можно даже подыграть – а точнее, ее использовать.

В жизни то же самое. Люди, которых мы считаем врагами (и они считают так же), на самом деле просто играют в какую-то свою игру, в которой их интересы где-то противоречат нашим, а где-то и совпадают. Выстаивать свою линию важнее, чем разрушать чью-то. Но даже в антагонистической игре энергию врага, направленную конкретно против тебя, можно использовать в своих интересах – об этом хорошо знают дзюдоисты.

Своя игра

Итак, «сдает карты» программа. Означает ли это, что инициатива за ней? Отнюдь. Приняв пассивный стиль игры, лишь достраивая линии, начатые программой, неизбежно и быстро проиграешь.

Даров случая не следует чураться, но не следует на них и уповать. Даже если случайно выстроилась открытая тройка, это не означает, что ее нужно немедленно продолжать. Может быть, именно в этот момент, и ни шагом позже, нужно сделать решающий ход в другом месте.

Какое отношение это имеет к реальной жизни? Непосредственное. Жизнь постоянно выкидывает нам шары – то в масть, то наоборот. Если будешь следовать за ней всегда – проиграешь. Если будешь переть назло и поперек – проиграешь. Жизнь не ради нас и не против нас. Она сама по себе. Надо играть в свою игру, не упуская благоприятных перспектив и вовремя пресекая нежелательные (и, что существенно, надо уметь отличать одно от другого, что не всегда тривиальная задача).

Целеустремленность или маневренность

Берешься выстраивать пятерку - и целеустремленно это делаешь, пока не выстроишь до конца. Похвально вроде бы. Но неверно. В корне неверно. Во-первых, цель игры вовсе не в том, чтобы выстраивать пятерки. Пятерки – это средство. Во-вторых, чтобы достроить пятерку от трех шариков, надо сделать два хода. А от двух – три. Ситуация на поле, бывает, необратимо меняется за один ход. А за два хода программа положит шесть новых шаров. В миттельшпиле примерно сорок свободных клеток, то есть ситуация изменится на 20% в количественном смысле, а качество может измениться и вовсе необратимо . И заканчивается пятерка в существенно другой ситуации, чем начиналась. Это означает, что нужно пересчитывать варианты после каждого хода, а не после построения очередной пятерки. И без сожаления отказываться от почти построенной комбинации, если этого требует изменившаяся обстановка.

В нынешней быстротекущей жизни умение оперативно реагировать на изменения - нужнее, чем упорство в завершении однажды начатого. В этом смысле Lines – прекрасный тренажер. А если Lines для вас не аргумент – вспомните о системе Iridium.

Два в одном

Откуда берется шарик для построения линии? Обычно первый попавшийся, который ближе лежит. Это не есть правильно. Надо посмотреть все свободные шарики нужного цвета и решить сразу две задачи: выстраивание цепочки в одном месте и открытие вариантов в другом. Может быть (и, как правило, так и есть), что шарик загораживает дорогу возможной линии, или опасно перегородил коридор, по которому могут перекатываться шарики, - в общем, лежит крайне неудобно. И тогда задача хода состоит не столько в том, чтобы выстроить очередную линию, сколько в том, чтобы убрать мешающий шарик в сторону – но, по возможности, с максимальной перспективой. Но, в любом случае, каждый ход должен решать не одну задачу, а две, если не больше.

Все это – прямое следствие перемены цели. Во время игры решается не одна задача – настроить побольше пятерок, а несколько задач. Ну, так и в реальной жизни мы решаем многопараметрические задачи. И основной признак правильного решения - то, что оно решает сразу несколько проблем. Lines учит этому – но учит только тех, кто хочет учиться…

Да, но какие именно задачи следует решать?

Свободное пространство

Важно обеспечить себе максимальную свободу действий на протяжении всей игры. Это означает в идеале, что, делая очередной ход, можно перекатить любой шарик в любое место. Идеал недостижим, но к нему нужно стремиться, максимально «разрыхляя» игровое пространство, создавая проливы и роя каналы. Как только в каком-то углу образовался «сплошной» кусок, его надо немедленно «размывать» - именно отсюда грозит погибель. Именно оттуда нужно вытаскивать шары для постройки новых линий, именно там надо продолжать начатые. Удачный ход – это тот, который «разрыхляет» сразу два «комка» - оттуда убрали мешающий шар, а тут выстроили линию. Об этом я говорил в предыдущей главке.

Излишне напоминать, что в реальной жизни эта задача тоже определяющая. Чем меньше в вашей жизни навязанных извне условий и ситуаций, тем больше ваше пространство маневра. Его нужно создавать самому – никто кроме вас в этом не заинтересован.

Держать центр

Чтобы обеспечить свободу, нужно держать под контролем центр игрового поля. Из центра можно совершать броски к углам. Если свободное поле переместилось на периферию, в угол, - игра, как правило, закончена. Это вовсе не означает, что играть нужно исключительно в центре. Но центр нужно держать пустым – через него проходят линии атак.

Ну, это любой военный подтвердит: главное – занять господствующую высоту…

Не сдаваться

Когда на поле остается пять-шесть свободных клеток, многие игроки малодушно нажимают кнопку «начать игру сначала». Любопытно, что я привожу называние кнопки наугад – Lines на той машине, где я пишу этот текст, не установлен, а я ее никогда не нажимал, знаю лишь, что она есть. И высший кайф – взять вот такую запущенную донельзя ситуацию у другого игрока, когда тот уже опустил руки – и вывести ее в состояние «нормальности», когда, допустим, больше половины клеток свободны. И это нередко удается. Мораль этой главы предельно проста, я ее даже озвучивать не буду.

В чем кайф

Пожалуй, главное правило – не заморачиваться. Если все вышеперечисленное применять со звериной серьезностью, то, может быть, и достигнешь хороших результатов. Но тогда это будет не игра, а тяжелый труд. А нафиг это нужно?

Я заметил, что рекордные результаты получались, когда я играл «на автомате». То есть, все эти правила соблюдались, но соблюдались сами собой. Миттельшпиль длился, покачиваясь то к эндшпилю, то обратно к дебюту. Собственно, в этом и есть кайф: в квадрате девять на девять ты сумел впасть в резонанс с мирозданием и обеспечил устойчивый порядок несмотря на постоянные возмущения хаоса. В этом, собственно, и состоит сущность этой игры. Да и жизни тоже. Которую тоже, кстати, надо жить в кайф.


Опубликовано:   
© Алексей Бабий 2006