Другая жизнь

(предисловие к альманаху о репрессированных деятелях искусства)

Идея этого альманаха принадлежит Геннадию Леонидовичу Рукше. В наш край не по своей воле, в числе сотен тысяч репрессированных, попадали деятели культуры и искусства, или же люди других профессий, но культуре и искусству не чуждые. Они повлияли на культурную жизнь края уже своим присутствием, притягивали к себе местную молодёжь. Это были люди из другой жизни и благодаря им многие узнавали, что эта другая жизнь вообще существует. В этой другой жизни есть творчество, есть музыка и стихи, там иначе говорят и думают. Это было открытием, изменившим многие судьбы. Нередко вокруг ссыльных образовывались музыкальные, драматические и художественные кружки. Создавались хоровые коллективы, ставились спектакли. Надо ли говорить, каким откровением было это для местных жителей, когда в сельском клубе пела профессиональная оперная певица, когда задники в игарском драмтеатре расписывал потомок Бенуа, когда автор сценария фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга» в Енисейске участвовал в подготовке спектаклей.

Для тех, кто попал не в ссылку, а в лагеря, именно принадлежность к искусству становилась порой спасительной для жизни. Так, создание знаменитого лагерного («крепостного») театра стройки №501-503 позволило вытащить с гибельных общих работ Леонида Леонидовича Оболенского, Бориса Федоровича Болховского, Дмитрия Владимировича Зеленкова, будущего главного дирижера эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения Юрия Силантьева и многих других. Парадоксально, но и в лагере эти люди излучали свет, изменивший многие жизни. Владимир Воробьёв, обычный паренек из с. Кортуз Краснотуранского района, пройдя Норильлаг, Озёрлаг и мордовские лагеря, общаясь там с интереснейшими и образованными людьми, стал, по его собственному признанию, совершенно другим человеком. Выйдя из «лагерных университетов», он продолжил самообразование, а по возвращении в Кортуз уже сам стал центром притяжения для всех, кто тянулся к культуре.

Репрессии не миновали и красноярских деятелей культуры и искусства. Культурной жизни края был нанесён непоправимый урон, особенно во время Большого Террора 1937-38 гг. Музыкальные кружки, весьма распространённые в Красноярске в тридцатые годы, трактовались как антисоветские подпольные собрания. Большая часть оркестра драмтеатра им. А.С.Пушкина была расстреляна по одному групповому делу. Было разгромлено филармоническое общество. Образованнейшие люди были расстреляны, умерли в тюрьме или отправлены в лагеря: В.П.Косованов, В.М.Крутовский, И.И.Ляхов, А.Л.Яворский, Г.И.Трошин, М.В.Лисовский, С.Ф.Абоянцев, А.Л. Марксон и многие другие. Но тот вклад в культурную жизнь края, который они успели внести при жизни, – неоценим.

Об этих людях и рассказывается в альманахе. Конечно, далеко не обо всех. Чтобы рассказать обо всех, нужно многотомное издание. Но начало положено.

Геннадий Леонидович предложил составить альманах из исследований молодых людей от 15 до 25 лет. И это очень правильная мысль – привлечь к этой работе именно молодёжь. Для этого краевой молодежной библиотекой и Красноярским историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал» в 2011 и 2012 годах была проведена краевая акция «Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края». На основе материалов, поступивших на конкурс исследовательских работ, и подготовлен этот альманах. Многие авторы не ограничились реферативной работой, а опросили очевидцев, установили дома, в которых жили ссыльные, нашли материальные следы их деятельности (ноты, музыкальные инструменты, письма, рукописи, фотографии). Выполнена очень нужная и важная работа. Спасибо всем участникам.

Алексей Бабий, председатель Красноярского общества «Мемориал»


Опубликовано:   
© Алексей Бабий 2012