Красноярский заповедник "Столбы" - территория свободы

Хроникер "Столбов" Алексей Бабий 40 лет посвятил изучению истории красноярских "Столбов". Почему скалы этого заповедника так притягивают его и множество других столь же увлеченных людей, он рассказал РИА Новости.


Хроникер Столбов Алексей Бабий


Государственный природный заповедник Столбы
© РИА Новости. Александр Паниотов

КРАСНОЯРСК, 10 окт — РИА Новости, Антон Андреев. Красноярский заповедник "Столбы" известен своими уникальными скалами далеко за пределами Сибири, но даже сами красноярцы зачастую ничего не знают о его истории, которую вот уже около 40 лет изучает хроникер "Столбов" Алексей Бабий.

Скальный массив "Столбы", как место для пеших экскурсий, известен с середины XIX века. Массив находится на правом берегу Енисея вплотную к юго-западной окраине Красноярска. В 1925 году вокруг скал был организован заповедник. Сейчас его площадь составляет более 47 тысячи гектаров, но только 3,5% от этой территории полностью открыты для посещения туристами. Ежегодно "Столбы" посещает около 200 тысяч человек.

Сам Алексей впервые оказался на "Столбах" в начале 1970-x, когда поступил на матфак Красноярского госуниверситета. С первого взгляда скалы на него никакого впечатления не произвели. До этого Алексей жил в тайге на станции "Кошурниково" на железнодорожной трассе "Абакан-Тайшет", где подобных "столбов" даже больше, чем под Красноярском.

"У нас таких скал было видимо-невидимо. В общем, меня тайгой или даже скалами не удивишь, и когда я в 1971 году меня друзья повели на скалу Такмак и сказали "мы сейчас тебе такое покажем, такое покажем"… Пришли, я говорю, ну и что? Чего я тут не видал? Первое впечатление было такое, а потом начали лазить, ну а кто у нас в Красноярске не лазает?" — говорит Алексей.


© РИА Новости. Александр Паниотов
Государственный природный заповедник "Столбы"

Что такое столбизм?

Сам он себя всегда считал очень плохим скалолазом — все сложные места проходил только на подстраховке. Но та атмосфера, которая царила на "Столбах" в 70-е, ощущение свободы, диссидентские разговоры, захватили молодого студента сразу. Начал ходить в скалы постоянно. Со временем понял, что такой феномен, как "столбизм", совершенно уникален.

"Это такая штука, которую очень трудно передать словами. Она понятна, только когда сам на "Столбы" попадаешь, с людьми тут общаешься. Казалось бы, столбист — человек, который хорошо лазает по скалам. Я плохо лазаю, но на "Столбах" все равно свой, потому что вот это все понимаю. Это очень сложно выразить словами", — пытается объяснить Алексей.

У старшего товарища Бабия, столбиста с большим стажем Валерия Хвостенко, есть формула, определяющая, по его мнению, что такое столбизм: любование, лазанье, общение. То есть, ты любуешься природой, взбираешься по скалам и общаешься с подобными тебе.

"Многие люди пытались выразить, что такое столбизм, в стихах, песнях, только романов, посвященных "Столбам", около трех штук. Не говоря уже о множестве каких-то рассказов, зарисовок. Материалов очень много. Все пытались передать, что такое столбизм. Но получалось, как в истории про слона и слепых: один говорит про хобот, другой про хвост, третий про ноги", — поясняет Алексей.

По его словам, чаще всего, те, кто пытается оценить, что такое столбизм, определяют его как спорт. Но это далеко не все. Это и экологическое начало, которое очень важно для столбистов.


© РИА Новости. Александр Паниотов
Государственный природный заповедник "Столбы"

Калошевание

"У меня, кстати, первое обучение было, когда мы пошли на скалу Манская стенка, и я почему-то не доел суп и так, по таежной привычке, под кустик миску вывернул. Меня тут же на камушке разложили и калошей поучили маленько. С тех пор я на "Столбах" ни разу ничего не бросил, все строго уношу с собой в город", — вспоминает Бабий.

"Калошевание" — это у столбистов наказание такое: кладут на камень и шлепают резиновыми калошами, которые старые столбисты традиционно обували, чтобы не скользить по скале.

Но столбизм для самих столбистов — это не только забота об экологии. Многие из них определяют "Столбы", как некое "место силы" в понимании Карлоса Кастанеды. Есть увлеченные эзотерикой люди, которые говорят, что "Столбы", как пирамиды, накапливают космическую энергию. Кстати, на скале Такмак было найдено языческое капище, существовавшее еще до прихода казаков в Сибирь.

"Есть люди, которые, например, залезают на Первый столб и часами лежат, разглядывают окрестности. Набираются сил. Сверху "Столбы" похожи на сад камней. Только у японцев сад камней где- то на огороде, а у нас получается вот такой садище, с такими камнями, залазишь на один, и с него все окрестные осматриваешь. Потом спускаешься — и на другой камень, а с него открывается уже друга картина", — делится Алексей.

Как только в Красноярске появился интернет (1998 год), у Бабия появилась идея создать сайт, посвященный "Столбам". Так появился сайт Stolby.ru. На нем собраны архивные фотографии разных лет, газетные вырезки, записи столбистских песен, сведения о самих скалах и о людях, посвятивших часть жизни "Столбам".


© РИА Новости. Александр Паниотов
Государственный природный заповедник "Столбы"

Архив "Столбов"

"Сайт задуман как некое художественное произведение, которое мне видится так — человек заходит на него, зацепившись через поисковик, идет по внутренним ссылкам, ходит-ходит и вдруг в какой-то момент понимает, что такое столбизм. А если попадает потом на "Столбы", то его там за своего примут, потому что он понял, что это и для чего", — говорит Алексей.

Благодаря сбору материалов для сайта, Бабий раскопал такие истории, которых не знали даже старожилы "Столбов". Например, как в 1910-е годы на "Столбах" начали вырубать лес, ломали скалы. Так полностью была уничтожена скала Кизямы — любимейшее место отдыха красноярцев тех лет. Заповедника тогда еще не было, может быть, дело дошло бы и до разрушения других скал. Если бы не… военнопленные.

Во время Первой мировой войны на "Столбах" был организован концлагерь, где пленные австрийцы валили лес. Пораженные красотой местных скал пленные часто по ним поднимались и общались со столбистами, которые тогда уже появились. Австрийцы устыдили красноярцев, объяснив, что в таком уникальном месте должен быть заповедник. После этого он и был организован стараниями столбистов и краеведов.

Но всей истории "Столбов" в коротком очерке не описать, как не пересказать сотен столбистских баек, часть из которых, как говорит Бабий, является чистейшей правдой. Вот одна из легенд заповедника, по мнению Алексея, демонстрирующая дух столбизма.

Свобода и жандармы

В начале ХХ века "Столбы" облюбовали революционно настроенные красноярцы. Собирались вдалеке от надзора властей и вели вольнодумные беседы. В один из дней на Втором столбе появилась многозначительная надпись "Свобода", видная практически со всех точек заповедника. По столбистской легенде власти города послали в скалы жандармов, чтобы они крамольную надпись стерли.


© РИА Новости. Александр Паниотов
Государственный природный заповедник "Столбы"

"Рассказывают, некий столбист вызвался им помочь. Там на высоте площадка под надписью шириной в шаг-два наклонная, ход на нее сложный, а внизу 40 метров отвеса. Жандармов туда он провел, они одну букву счистили. И тут поняли, что столбист куда-то исчез. Двое суток, говорят, сидели, кричали, потом их как-то сняли. С тех пор попыток стереть надпись не было", — пересказывает Бабий легенду.

Надпись жива до сих пор. В то, что история с жандармами могла произойти на самом деле, Бабий верит безоговорочно — быт в скалах воспитывает людей, которых сложно запугать или надавить на них. Человек, который лазит без страховки по довольно опасным местам (а это типично для столбистов), не то чтобы не боится смерти, но находится "в тесном контакте" с ней.


Государственный природный заповедник Столбы
© РИА Новости. Александр Паниотов

"Столбы" - туристическая мекка Красноярска

Бабий, изучая историю заповедника, вывел закономерность взаимоотношений столбистов с властью: когда в стране наступает некоторое послабление и демократизация, столбизм очень сильно расцветает, как только начинают закручивать гайки, столбистов тоже начинают преследовать. Например, в 1930-е многих столбистов расстреляли и арестовали, их избушки в скалаx разобрали на бревна.

"Когда мы стали составлять список расстрелянных и арестованных столбистов, просто ахнули. Очень большой. А почему? Не потому что была команда именно столбистов давить, а потому что столбист — он свободный человек. Слово "Свобода" на Втором столбе — это ключевое слово. Столбист и в обычной жизни вылезал из прокрустова ложа и становился неугоден", — говорит Алексей.

После сталинского террора наступила "оттепель", и на "Столбах" вновь закипела жизнь, но в 1970-е избушки вновь стали жечь, в заповедник закрыли вход, выставили кордоны.

"Но какими-то огородами ходили, весь заповедник не перекроешь. Так и живут "Столбы": очередная оттепель — опять расцвет. Сейчас, кстати, снова у столбистов проблемы, начали правила какие-то устанавливать, жестче все стало. То есть, это барометр такой определенный. Но это всегда была территория свободы", — резюмирует Алексей.

Антон Андреев РИА Новости, 10.10.2013


Опубликовано:   
© Алексей Бабий 2013