Сайт stolby.ru: три уровня

Алексей Бабий

Красноярские столбы – уникальное социокультурное явление. За полтора века с тех пор, как красноярцы стали регулярно посещать Столбы, они стали не просто природным явлением, а ареной, на которой разворачивалось множество событий, родились мифы, картины, песни, литература. Столбы притянули к себе множество неординарных людей.

Сайт «Красноярские Столбы» (stolby.ru), работающий с 2000 года – это попытка с помощью современных информационных технологий исследовать и описать это явление.

При разработке сайта ставилось три цели, которые задали три уровня сайта:

Базовая цель и базовый уровень – сбор, оцифровка и публикация материалов о Столбах и столбизме. Сканировались в большом количестве фотоальбомы столбистов, газетные вырезки, книги, архивные материалы. Записывались видео- и аудио-материалы на различных встречах, спортивных мероприятиях, и т.д. Фотографировались картины. Накоплен и в значительной степени опубликован гигантский материал.

Второй уровень сайта – справочный аппарат. Материалы не просто публикуются на сайте, но и разносятся по различным справочникам сущностей. Сущностей этих – три: это
1. Скалы (которые разбиваются на группы: вершины, массивы ходы и т.п.);
2. Люди (которые могут объединяться в компании и строить избы)
3. События (например, строительство той или иной избы, первое прохождение той или иной скалы и т.п).

То есть, для любого материала в кросс-таблицах отмечаются все люди, компании, избы, события, скалы, ходы и т.д., в это материале упомянутые. Затем, когда генерируется страница сайта, на ней есть ссылки на страницы людей, компаний, событий и т.п. В некотором смысле мы в 1999 году предвосхитили то, что затем в web 2.0 стало называться тегами. Прочитав материал и заинтересовавшись тем или иным событием, человеком, компанией, ходом и т.п., посетитель может перейти на соответствующую страницу и там получить ссылки на ВСЕ материалы по этой теме (событию, человеку, скале и т.д.). Этот простой механизм позволяет достаточно быстро находить нужные материалы на сайте, уточнять сведения. К слову, он меняет и поведение пользователя: он практически перестаёт пользоваться рубрикатором и перемещается по сайту в основном по горизонтальным ссылкам.

Важно отметить, что справочники создаются в основном на основе публикуемых материалов во время публикации. Если в материале упоминается некто Иванов И.И. а мы при попытке привязать материал к справочнику выясняем, что в нём Иванова И.И. нет, то мы его просто туда вносим и тут же привязываем. Таким образом происходит консолидация сведений. Например, мы долгое время не знали фамилии легендарного столбиста Бурматы, и в справочнике он фигурировал под кличкой. Даже люди, знавшие его много лет, не могли нам назвать фамилию – на Столбах фамилии не в ходу, они используются разве что в протоколах соревнований по скалолазанию. В одном из материалов промелькнула кличка рядом с фамилией – и тут же Бурмата в справочнике стал не только Бурматой, но и Владимиром Брытковым, и к тому же выяснилась вторая кличка – Бурмастер, под которой он фигурировал отдельно в других материалах. Нашлись и материалы, в которых упоминается некий В.Брытков. Эти сведения были соединены воедино: Владимир Брытков (Бурмата, Бурмастер), и соответствующим образом откорректированы ссылки из материалов. Таким образом, сайт позволяет воссоздать максимально точную картину из информации, фрагментарно содержащейся в разных материалах.

Третий уровень сайта - Гипертекстовая книга. Все вышеперечисленные возможности, полезные сами по себе, однако являются лишь подспорьем для решения главной задачи – создания полномасштабной гипертекстовой книги о Красноярских Столбах. Когда на сайте накапливается критическая масса материалов, можно переходить от публикации и группировки материалов к созданию обзорных статей. Эта задача на упоминаемых сайтах решается по-разному. Помимо научного осмысления феномена столбизма, ставилась задача его художественного отображения. Дело в том, что столбизм – явление неординарное и трудно описываемое. Что это? Спорт? Нет, это гораздо шире спорта. Многие столбисты не занимаются спортивным скалолазанием, а есть немало людей, которые вообще практически не лазают, а только любуются скалами. Туризм? Нет, это слово на Столбах скорее ругательное. Экологическое воспитание? Да, но далеко не только оно. Образ жизни? Уже ближе к истине, хотя этот образ жизни непонятен даже многим красноярцам, неоднократно бывавшим на Столбах. Сами столбисты, с полувзгляда узнающие «своего» и хорошо понимающие суть столбизма, не могут адекватно описать это явление. Существует масса песен, стихов, устных преданий, прозаических и научных произведений (в том числе кандидатская диссертация о языке столбистов), но никому пока не удалось (и, по-видимому, не удастся) отобразить это явление в полном масштабе в рамках одного произведения.

На сайте «Красноярские Столбы» делается попытка создания гипертекстового мультимедийного художественного произведения, построенного по мозаичному принципу. А именно: обзорный материал о событии, объекте или субъекте делается из фрагментов уже имеющихся на сайте материалов. Например, мы описываем скалу «Перья». Вместо того, чтобы писать материал самим, мы находим все материалы на сайте, относящиеся к Перьям (что легко делается с помощью справочника), отбираем наиболее удачные фрагменты (не более абзаца из каждого материала), компонуем так, чтобы создать максимально точную и полную картину (разумеется, со ссылками на исходные материалы). В результате получается описание, включающее в себя и сухую научную справку; и поэтические строки о скале, расцветающей как розовый цветок; и байку о том, как столбист Бородушкин, загорая на вершине Перьев, свалился в Шкуродёр, ободрал кожу и, будучи полосато намазан зелёнкой, получил кличку «Леопёрд»; и сообщение о трагической гибели на Перьях Владимира Теплыха. Все эти фрагменты органично смотрятся рядом: Перья – не просто скала, она очеловечена, имеет богатую историю, и мы попытались передать её восприятие столбистами, а не описать туристический объект. Лучше самих столбистов это никто сделать не может, поэтому мы и используем фрагменты из их материалов.

Таким образом, из складывается мозаичная картина Столбов и столбизма во всём их разнообразии. Предполагается, что скользя по горизонтальным ссылкам, читая как небольшие лиды в узловых обзорных материалах, так и базовые материалы (нередко объёмные), пользователь в какой-то момент создаст у себя образ Столбов, достаточно адекватный реальному. Собственно, это и есть задача художественного произведения.

Следует сказать и о четвёртом уровне сайта, существующем в весьма зачаточном состоянии. Это коммуникативный уровень. Дело в том, что во время его разработки (1999 г.) не только социальных сетей не было, но и форумы, ныне умершие, только начали создаваться. Поэтому даже не ставилась цель создания виртуального сообщества столбистов. Конечно, по нынешним временам это абсолютный анахронизм, и следующая версия сайта будет как минимум интегрирована с социальными сетями, а функция пополнения контента будет рассредоточена.

Современные информационные технологии позволяют кардинально перестроить работу историка и краеведа: сократить время на поиск необходимой информации, создать мощный справочный аппарат, сформировать масштабные гипертекстовые мультимедийные документы. Все эти средства, как бы экзотично они ни выглядели, со временем станут привычным инструментом. Ведь еще двадцать лет тому назад экзотикой был сам персональный компьютер, а сейчас уже трудно представить себе исследователя, работающего на пишущей машинке. Полагаем, что методология, использованная при создании сайта «Красноярские Столбы», может быть типовой при создании краеведческих порталов, поскольку, независимо от тематики, такие сайты состоят из материалов, привязываемых к трём типам справочников: справочник субъектов (людей и их объединений), справочник объектов (зданий, сооружений, природных объектов и т.п.) и справочник событий.


Опубликовано:   
© Алексей Бабий 2015