Книга Экклезиаста, или проповедника

Ключ: ЭККЛЕЗИ

 

(1,2) Суета сует, сказал Экклезиаст, суета сует – все суета!

(1,4) Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки.

(1,5) Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит

(1,6) Идет ветер к югу, и переходит к северу, и кружится, и кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

(1,9) Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

(1,10) Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

(1,11) Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

МОЁ. Дай остановлюсь, не то перепишу всю книгу до последней главы без остановки. Великолепно! Ну где еще мудрость, как не тут? Ведь и впрямь – что изменилось? Что меняется? Меняются мелочи – быт, техника. Основное, главное, человеческое – остается: сильный попирает слабого, гнусный правит праведными, во имя идеи-фантома убивают людей, во имя золота и власти – убивают людей. Раньше народ дурманили в храмах, теперь обслуживание на дому в виде телевизора. Были хорошие люди – остались хорошие. Были плохие – и никуда не делись. Были хвастовство, честность, тщеславие, любовь и многое другое. И есть хвастовство, честность, тщеславие, любовь и многое другое. Были предатели – и есть предатели. Были герои – и есть герои.

Меняется форма- технология, а суть – остается! А именно эту форму, именно производство, детали быта – пытаются выдать за главное. Почему? Потому, что человек, посчитав это главным (что легко), не пойдет дальше, не будет искать самого главного. А власть держащие не хотели бы, чтобы это главное знали.

(2,3) Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.

МОЁ. Разумно, но опасно! Но каков подход: попробовать и отрицаемое – а вдруг в нем смысл! Подход добросовестного ученого…

(2,11) И оглянулся я на все дела мои, которые делали руки мои, и на труд, которым трудился, делая их – и вот, все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!

МОЁ. Вот и я – тружусь, не покладая рук, строгаю программы, бранюсь с операторами, изучаю ОС – а на хрена, спрашивается?! Не лучше ли бы сесть и подумать, а зачем я живу, и не урывками подумать, как сейчас – во всякие промежутки- а как следует! Суета сует и томление духа!

(2,12) И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может делать человек после царя сверх того, что уже сделано.

МОЁ. Ну да, в создании материальных ценностей никто уже не может организовать большее, чем трудолюбивый глава государства. Но в других делах он слабее.

(2,14) У мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме: но узнал я, что одна участь постигает их всех.

(2,22) И что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?

(2,23) Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство даже и ночью его сердце не знает покоя. И это – суета!

МОЁ. Определенное противоречие с (2,10): "сердце мое радовалось в трудах моих". Но по сути очень верно: труд закабаляет тебя, устремляет в сторону созидательства и накопительства.

(2, 26) Ибо человеку, который добр перед лицом Его, он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу – собирать и копить, чтобы потом отдать доброму перед лицом Божиим. И это – суета и томление духа!

МОЁ. Я бы сказал иначе (доброму все равно ничего не достанется): грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы потом внезапно лишить всего – смертью.

(3,13) И если какой человек ест и пьет и видит доброе во всяком труде его, то это – дар Божий.

МОЁ. Здрасьте. Приехали. А как же все предыдущее? Далеко не всякий труд добр, даже если ты его таковым считаешь. Только что Экклезиаст это убедительно доказал.

(3,22) Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими, потому что это доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

МОЁ. Сомнительно: ведь дела – суета сует? Хотя, возможно, дальше прояснится, какие дела имеются в виду.

(4,5) Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою

МОЁ. Это буквально: с каждой бесполезно прожитой минутой плоть приближается к смерти!

(4,10) Лучше горсть с покоем, чем пригоршни с трудом и томлением духа.

МОЁ. Истинно! Чего сейчас и не понимают: ухряпываются, создавая то, чем не в состоянии насладиться из-за усталости, да к тому же совсем не необходимое, а часто и вовсе вредное!

(5,14) Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким он и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет оттуда своего, что мог бы понести в руке своей.

(5,15) И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?

(5,16) А он все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, огорчении и досаде.

МОЁ. Вот именно: о чем я дано всем толкую. Делаем в поту и мыле много лишнего. Стоит ли какое-нибудь четвертое платье сил и нервов, на него потраченных?

У нас говорят: главное – труд, в труде высшая радость. Да, это так, но не просто в труде – в труде свободном.

На говорят: такой будет потом. Во-первых, это не лучше грубо религиозного рая – надрывайся сейчас, чтобы потом утопать в райских кущах. Во-вторых, с трудом верится, что это будет потом, потому что с каждым годом нарастает темп потребления (вроде бы это основной курс партии), а все это надо производить, а значит, крутиться!

Порабощение человека вещами – не только в накопительстве. Надо смотреть глубже: те, которые производят вещи, страдая от этого – тоже порабощены ими! Труд занимает большую часть дня, хочешь или не хочешь. Чтобы думать о жизни, не остается времени ( а если остается время, не остается сил). За примерами далеко ходить не надо: я изучаю Экклезиаста и пишу эти строки, падая от усталости, и времени на это – полчаса, пока Татьяна укладывает Ивана. Потом рад бы был – но попью чаю и сил будет – только дойти до постели! И это при том, что я люблю свою профессию (да и работу, пожалуй), у меня мир в семье и воспитание Ивана не очень тяжело. А если бы работу не любил! А если бы еще и жена стерва была! Тогда – хоть в петлю…

(5,18) И если какому человеку Бог дал богатство и имущество и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это – дар Божий.

(5,19) Не долго будут у него в памяти дни жизни его, поэтому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.

МОЁ. Непонятно, как все это согласуется с предыдущим? Наверное, если принять, что богатство само по себе и неплохо, если за ним не гоняться, не наживать "в огорчении и досаде". Но это допущение оставим на совести Соломона.

МОЁ окончательное. А в чем все-таки смысл жизни? Ешь, пей и веселись? Начал хорошо, а к чему привел – непонятно.


© Алексей Бабий 1980