Евангелие от Матфея

Ключ - ЕВАНМАТФ

(5,3)Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное

МОЁ. По-видимому, следует понимать так: страдающие и несамодовольные.

(5,4) Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

МОЁ. Утешатся, по-видимому, уже ТАМ... Но есть и другое мнение: они богаты, что плачут, поскольку человечны.

(5,11) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

МОЁ. Страдающий за правду блаженен. Он - есть правда.

(5,13) Вы - соль земли. Если же соль потеряет свою силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

МОЁ. Очень хорошо сказано. Именно христиане (как бы они себя ни называли, пусть даже они не были верующими) держали на себе человечество. И держат до сих пор. Пример Христа поддерживает мораль миллионов людей. Учение Толстого и сама его жизнь показали, что можно очень близко подойти к идеалу. Очень важно при доказательстве правоты философии непротивления иметь перед собой живой пример, т.к. основной аргумент противника: "Да ведь меня сожрут в момент!".

(5,16) Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного.

МОЁ: см. Комментарий к (5,13): соответствует идее

(5,17) Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

МОЁ: Нужно, чтобы мораль твоя была выше, чем у мораль общества, в котором живешь, ибо только так можно повышать общую мораль. В (5,17) содержится призыв не останавливаться на соблюдении норм, соответствующих данному обществу, ибо эти нормы всегда будут несовершенны. По сути, это призыв к бесконечному и ежедневному самосовершенствованию.

(5,21) Вы слышали, что сказано древними: не убивай; кто же убьёт, подлежит суду (Исход, 20,13)

(5,22) А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему "рака" (пустой человек), подлежит синедриону, а кто скажет "безумный", тот подлежит геенне огненной.

МОЁ. Хм. Гневающийся напрасно. А не напрасно можно? Я понимал христианство как полную кротость.  Кстати, Христос постоянно называет людей безумными. Приговорим его к геенне?

(5,23) Итак, если ты принесешь дар твой жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против себя,

(5,24) Оставь там дар свой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим,  и тогда приди и принеси дар твой.

(5,25) Мирись с соперником своим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал тебя слуге, и не ввергли тебя в темницу.

(5, 26) Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все до последнего кодранта.

МОЁ:  В (5,23-24) речь, очевидно, идет о разнице между верой формальной и верой истинной (жертва и примирение). Однако мотив примирения не совпадает с идеей христианства: запугивание тюрьмой (5,25), отсутствием денег (5,26). То есть, мирись, чтобы не посадили в тюрьму. То есть, смирись, чтобы тебя не обобрали. Однако (5,4) - блаженны плачущие! Что христианину тюрьма - Бог-то всегда с ним! И на что ему деньги?

И еще (5,23) - брат твой имеет что-то против тебя. По-моему, не так: пусть себе имеет на здоровье, главное, чтобы ты не имел против него. Вот если имеешь, тогда прости ему все и иди к своему жертвеннику. И сходи помирись, скажи, что не имеешь ничего против него, и докажи это. В общем, у Матфея первый завет сформулирован крайне нечетко.

(5,27) Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй (Исход, 20,14)

(15,28) А я говорю вам, что всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Здесь Христос идет опять-таки дальше тогдашней (и сегодняшней) морали, поскольку он осознает разницу между формой и содержанием (и это основа его учения - добиваться праведности истинной,  не формальной). Ибо кто праведней - тот, кто глазеет на женщин, мечтая о них, но не вступает в половую близость из-за каких-то внешних причин (боязни чего-либо, например, осуждения), или тот, кто, и вступив в эту самую близость, искренне в ней раскаивается (либо сделал это не из похоти, а по более возвышенным причинам).

Более того, человек, совершивший кучу "аморальных" поступков, может быть более праведным, чем "святоша". Просто, м.б., для святоши не было подходящих условий, в которых он бы проявился. Отсюда известная идея, что о человеке нужно судить ро его намерениям, а не по его поступкам.

(5,31) Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (Второзак, 24,1)

(5,32) А я говорю вам: кто разведется с женой своей, кроме вины любодеяния, тот дает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Этого я категорически не приемлю. Поскольку человек может ошибаться, он может ошибиться и   в выборе жены. Вообще, руководствуясь принципом "судите по намерениям", следует оправдать людей, имевших более одной любви (физической), если переход вызван не похотью. Перегибает тут Христос...

(5,33) Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои (Левит, 19,12; Второзак, 23,21)

(5,34) А я говорю вам: не клянись вовсе, ни небом, потому что оно Престол Божий;

(5,36) Ни головою своею не клянись, потому что ни одного волоса не можешь сделать белым или черным;

(5,37) Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого;

Эта заповедь мне нравится, пожалуй, больше всех. Правда, здесь (у Матфея) нечетко просматривается ее смысл: нельзя загадывать вперед, нельзя говорить, что что-то будет, поскольку человек не властен над будущим, а властен только над настоящим. А у Матфея это скорее приобретает смысл такой: не нагромождай клятв сверх того, что говоришь, т.е.  говори "да", но не говори "клянусь, да"

Вообще, это наиболее бесспорное утверждение Христа. .

(5,38) Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исход,21,24)

(5,39) А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

(5,40) И кто захочет судиться с тобой.  взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

(5,41) И кто принудил тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(5,42) Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отвращайся.

(5,40) и (5,42) наиболее несомненны, ибо материальное - чушь. (5,41) непонятно, что, собственно, за поприще такое.

Смысл же (5,39) вызывает наиболее острые разногласия. Если подходить формально, то речь идет о физическом насилии - тогда это приемлемо, поскольку тело тоже материально, и то, что с ним делают, не имеет значения для христианской души. Что же касается насилия в морали, тут стоит поразмыслить, а что же, собственно, насилие. Ведь, продолжая поступать по своему, хотя тебя принуждают поступать иначе, ты должен насиловать. Единственное, что бесспорно, что, отвечая насилием на насилие, ты умножаешь зло. Следовательно, единственное, что можно сделать - оградить насилуемого от насильника, но при этом не насиловать насильника, следовательно, подставить себя. После тебя он все равно до того доберется, но совесть твоя чиста - ты сделал все, что мог. Или нет? Совесть все же не чиста, поскольку насилие состоялось и ты его не остановил. Но ведь результат ничего не значит? или все-таки значит?

(5,43) Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего (Левит, 19, 17-18)

(5,44) А  я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас;

(5,45) да будете сынами Отца вашего и небесного; ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми  добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

(5,46) Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари?

(5,47) И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же поступают и язычники?

(5,48) Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Здесь продолжается идея непротивления. Новый аспект в том, что все люди рассматриваются христианином вне зависимости от их отношения (или предполагаемого отношения) к оному, а это очень важно. Из отношения убирается личное, а это необходимое условие: чтобы я любил всех (что необходимо для Царства Божиего), нужно научиться любить каждого. А раз так, то нужно любить и тех, кто причиняет (или ты думаешь, что причиняет, это тоже немаловажно) тебе зло. Это, пожалуй, один из труднейших в реализации пунктов. Довольно легко (по сравнению с ним) не гневаться напрасно (5,22), не прелюбодействовать в сердце своем (5,28), не разводиться (5,3) очень просто, не клясться (5,34) и даже не противиться злому (5,39): сдавайся, да и все дела. Но любить врага своего - это, извините, не шиш с маслом. Я это пробовал - любить свою тещу, и это удавалось только при ежедневной поддержке Толстого. Пока я его читал, держался. А как времени не стало хватать на него - я тут же сорвался.

Молитва Господня

(6,9) Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

(6,10) да приидет Царствие Твое; да будет воля твоя на на земле, как и в небе;

(6,11) Хлеб наш насущный дай нам днесь;

(6,12) И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

(6,13) и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть царство и и слава вовеки. Аминь.

Здесь нечего добавить к толкованию Льва Николаевича, полностью с ним согласен.

(6,14) Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный

(6,15) А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Христос проводит тут идею: поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой. Зеркало, отображающее твои поступки на тебя так же, заставляет тебя поступать лучше, поскольку напоминает, что другие - тоже люди. Однако есть, пожалуй, случаи, когда зеркало это кривое. Например, родители с предрассудками, обращающие свое чадо в свою веру.

(6,19) Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапываются и крадут;

(6,20) но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляяет, и где воры не подкапываются и не крадут;

(6,21) Ибо, где сокровище ваше, там будет сердце ваше.

Небо, конечно, душа. Мысль прекрасная, ибо именно на этом пути достигается полная свобода: ибо все сокровища твои - в тебе, и отнять их можно только с жизнью. Но тогда тебя все равно это волновать не будет. Поскольку нечего лишаться, многое можно приобретать и на этом пути стать богатым.

(6,22) Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло.

(6,23) Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Как ты смотришь на мир, таков ты сам. Следовательно, человек определяется внутренними воззрениями, а не внешними поступками, поскольку поступок отражает внутреннее воззрение неадекватно.

(6,24) ...не можете служить Богу и мамоне.

Естественно. См. (6,19-21)

(6,33) Ищите же прежде всего Царства Божия и правды его, и это все приложится вам.

Несомненно: искать нужно прежде всего "правды Его", однако все остальное следовало бы смягчить: никаких излишеств, только необходимое.

(7,1) Не судите, да не судимы будете.

(7,2) Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить:

(7,3) И что ты смотришь на сучок, в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь.

(7,4) Или, как скажешь брату своему: дай, выну сучок из глаза твоего; а вот в твоем глазу бревно?

(7,5) Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза,   тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(7,1) - взирай чистым оком, и суждения людские (о тебе) будут тебе безразличны. Если всех считаешь плохими, значит, сам плохой - это (7,2). Отсюда - критерий приближения, т.е. не будешь иметь на них зла. А если знаешь, что он на тебя имеет зло, то он не плохой, а заблуждается, и его надо жалеть (хорошо это писать, хоть и искренне, а попробуй это сделать!). (7,4) содержит рецепт испраления заблудшх: только показав, что так можно жить, можно вернуть его к истине. сли же ты будешь поучать его, сам будучи таким же или хуже, то будет одно зло. Мораль: нужно упражняться в добре: искать причины, побуждающие твоего врага так поступать и находить среди них хорошие. Нужно учиться прощать. Кстати, поэтому подчеркнуто "как" в (7,5)!

(7,6) Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

(7,7) Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, отворят вам,

(7,8) Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Конечно, имеется в виду не просьба о материальных благах, а просьба о душе, и   искать нужно истину, правду. Прекрасный смысл (7,7) в том, что нужно действовать активно, искать, ибо ищущий находит!

(7,9) Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

(7,10) И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

(7,11) Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный дает блага просящим у него.

(7,12) Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

(7,13) Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

(7,14) потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

(7,13), (7,14) - прекрасно. Это призыв к осмыслению и преодолению. "Немногие находят их", а многие ли ищут? Опять призыв идти дальше, чем прошло большинство. Великолепно!

(7,15) Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные

(7,16) по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смокву?

(7,17) Так всякое дерево доброе приносит плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

(7,18) Не может дерево доброе приносить плоды худые, и дерево худое приносить плоды добрые.

(7,19) Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь

(7,20) Итак, по плодам их узнаете их.

(7,21) Не всякий говорящий Мне Господи, Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(7,22) Многие скажут Мне в ответ: "Господи! Господи! не от твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем  бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?

(7,23) И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие.

Здесь, хотя все вроде верно, содержится определенное противоречие.  Суть, конечно, в том, что человека нужно определять либо по мировоззрению, либо по поступкам, что не всегда соответствует. И доброе дерево может ненароком принести плохой плод, и плохое подделаться под хорошее.

(7, 24) Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

(7,25) И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне;

(7,26) А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобился человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

(7,27) И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое.

Перевожу на обычный язык: истинного христианина ничем сломить невозможно (но это, конечно, еще не все).

Конец Нагорной проповеди.

Напутствие апостолам:

(10,16) Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков, итак будьте мудры как змеи и просты как голуби;

(10,17) Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас;

(10,18) И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками;

(10,19) Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как им что сказать; ибо в тот час дано вам будет, что сказать;

(10,20) Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас;

(10,21) Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их;

(10,22) И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца - спасется.

...

(10,26) Итак, не бойтесь их; ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано;

(10,27) Что говорю вас в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях;

(10,28) И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне.

(Прекрасно!)

(10,32) Итак, всякий, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом моим небесным;

(10,33) А кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и я пред Отцом Моим небесным.

(10,34) Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч.;

(10,35) Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невесту со свекровью ее.

(10,36) И враги человеку - домашние его.

(10,37) Кто любит отца или  мать более, чем Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, чем меня, не достоин Меня;

(10,38) И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня.

(10,39) Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее;

(10, 40) Кто принимает вас, принимает и Меня; а кто принимает Меня, принимает и пославшего Меня;

(10,41) Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; а кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника;

Смысл (10,34)-(10,39): Почему отец и мать? Обычно это самое дорогое, и Христос говорит этим, что его учение дороже самого дорогого, что было до этого. Все это не означает, что нужно ненавидеть домашних, однако, если станет выбор между ними и Ним, выбирать следует второе (10,39)

(12,30) Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает;

(12,31) Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула же духа не простится человекам;

(12,32) Если кто скажет слово на сына человеческого, простится ему; если же кто скажет слово на Духа Святого, не простится ему ни его веке, ни в будущем.

Смысл (12,30) понятен, вообще говоря; (12,32) же неясно: а если человек придет все-таки к Нему, неужели не простится ему бывшая хула? Ведь главное, чтобы человек пришел - а путь у него может быть ого-го...

(12,33) Или признайте дерево хорошим, и лозы его хорошими, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Не совсем так. Христианство - дерево прекрасное, но на нем произросла и инквизиция! Но это, впрочем, относится скорее к "учителям в бараньей шкуре, а внутри они волки лютые"...

(12,34) Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

(12,35) Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Во-первых, несколько непоследовательно. Сначала запрещает говорить "рака" другому, а тут поливает "порождения ехиднины". Впрочем, это уже, скорее, позднейшие наложения. Однако, как тогда отличить наложения от истинных пластов?

(13,9) Кто имеет уши слышать, да слышит

Кто готов к тому, чтобы проникнуться истиной и поверить в нее, тот узнает истину, а другому не дано.

(13,12) Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

(13,13) И потому говорю им притчами, что они видят не видят, и слышат не слышат и не разумеют;

(13,14) И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите, и не разумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите;

(13,15) Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Содержание притчи (13, 3-8): сеял сеятель, и что упало при дороге, поклевали птицы, а что упало на каменистые места, скоро взошло, да быстро увяло, поскольку не имело корня; а что упало в бурьян, им было заглушено, а что на добрую землю, росло хорошо. Интерпретация Христа:

(13,19) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его;

(13,20) А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью воспринимает его;

(13,21) Но не имеет в себе корня и непостоянен; когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется;

(13,22) А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, но оно бывает бесплодно;

(13,23) Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен; так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, иной в тридцать;

Я по  этой классификации камень с тернием. Терний - не богатство, конечно, но конка века, не дающая остановиться и подумать. А камень - ведь испытаний еще не было, и пока ч то христианский дух во мне ох как слаб!

(13, 44) Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому в поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

(15,11) Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека

(15,14) Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

(15,17) Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

(15,18) а исходящее из уст - из сердца исходит, сие оскверняет человека;

(15,19) ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления;

(15,20) это оскверняет человека. А есть немытыми руками - не оскверняет человека.

Христос на разные лады обыгрывает один принцип: главное в человеке то, что внутри, а не внешние  его проявления. Однако это до сих пор не укладывается у меня с другим тезисом - "по плодам их узнаете их". Так-то вроде все понятно, но не оставляет ощущение, что они друг другу противоречат.

И что характерно - ненависть-то была, она только сдерживалась христианством. А до того, чтобы ее не было, чтобы сразу жалеть того, кто тебя обижает - до этого ой-ой как далеко. Причина в гордости, ибо, пока имеешь собственные суждения и дела, невозможно не сталкиваться с другими суждениями и делами. А если еще и напорешься на того, кто давит своим мнением (Е.А., Л.Л.), то это означает либо бой с треском, либо полную деиндивидуализацию. Хорошо любить врагов, когда сидишь в келье. А попробуй его полюби, когда он каждый день тебя третирует. То есть, можно просто придти к результату: не делать ничего, либо делать все. как тебе скажут - тогда и врагов не будет.

Еще один аспект: христианин полностью перестает страдать за себя, за свои обиды и унижения и начинает страдать за других. Так, человек, причиняющий зло - несчастен по сути, ибо он не знает своей дороги в Царство Божие. Поэтому христианин, вместо того, чтобы обидеться, страдает за него. Однако в этом есть одно настораживающее "но": а не ставит ли себя христианин этим выше того человека? С точки зрения разума - да, он осознает, что тот плох. Но на самом деле, пожалуй, нет, поскольку христианин не сравнивает людей, а любит всех одинаково!

Еще один аспект - несомненный:  следует любить не только свою нацию

И еще один аспект: Христос повторяет, что особенного вы делаете? Т.е., он опять-таки зовет подняться выше морали, действующей на сей день. Мало того, что делают все - нужно делать больше.

(16,1) Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы видели они вас; иначе не будет вам награды от Отца нашего Небесного.

Обобщение: Во-первых, отличие формального благодеяния от истинного, во-вторых, утверждения, что награда не в мнении людей (точнее, не в восприятии мнения людей), а в себе.  милостыня не другим, а себе на самом деле.

(16,24) Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною;

(16,25) ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.

(16,26) Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Христианство нужно принимать без оглядки

(18,3) и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

(18,4) Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

(18,5) и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает.

Христианин должен обладать детской непосредственностью, отсутствием задних мыслей. Задние мысли  бывают от несоответствия сердца поступкам. Но если сердце чисто, то и поступки будут чисты, не нужно обдумывать их.

(18,7) Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.

Соблазны необходимы, чтобы испытать твердость веры. Без низ веры нет

(18,18) Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будут связано и на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе.

(18,21) Тогда Петр приступил к Нему и сказал: "Господи! Сколько раз прощать брату твоему, согрешающему против меня? До семи ли раз?"

(18,22) Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз.

(20: 1-15): притча о хозяине, у которого работники, сколько бы ни работали, получили одинаково. Идея расценивается так: нужно придти к вере, и неважно, когда. Пришел - наш, грехи отпускаются. Не пришел - пеняй на себя. Справедливо - веди путь к истине тернист и долог!

(20,26) ...а кто хочет между вами быть бОльшим, да будет вам слугою;

(20,27) и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

(21: 28-31): притча о двух сынах, один сказал: сделаю, но не сделал, а другой "сию минуту" - но не пошел.

(22,14) ибо много званных, а мало избранных

(22,21)... итак отдайте кесареву кесарево, а Богу Богово.

Христа спрашивают о наибольшей заповеди.

(22,37) Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим:

(22,38) сия есть первая и наибольшая заповедь;

(22,39) вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя;

(22,40) на сих двух заповедях утверждается весь закон и все пророки.

Что же понимать все же под Богом? Это идея истины и справедливость, т.е высшее, что можно постигнуть. Возможно (хотя маловероятно), что и наука должна придти к пониманию того, что высшая истина - это и есть эта самая заповедь: любите друг друга. Т.е. вся эта технократия, все наши турбины и танки - низшая ступень постижения истины. А может быть, за ней и не надо идти бесконечно? Вот она, истина-то, сама открывается, лезет в глаза, аксиоматична. Почему к этой идее апеллируют как ко всемогущему существу? Да потому, что она действительно всемогуща. Точнее, человек, осознавший эту истину, становится всемогущим. Он, конечно, не будет горы двигать, поскольку осознает, что никому (и ему в первую очередь) это нафиг не нужно. Нет, Он всемогущ, поскольку абсолютно свободен и знает истину. Это ли не счастье? И не свобода ли и не знание ли истины нужны человеку? И не за нее  борются наши правительства, ради свободы сажая за решетку и ради истины бомбящие города? А между тем любой человек при любой так называемой формации может стать свободным и познать истину. И есть люди, которые это продемонстрировали. Л.Н., например.

...

ЦК и т.д.:

(23,24) Вожди слепые, оценивающие комара, а верблюда поглощающие!

(23,5) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, а между тем внутри они полны хищения и неправды

(23,6) Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда; чтоб чиста была и внешность их.

Что меня восторгает в речах Христа, - постоянное отделение формального от истинного и возвышение последнего. В этой главе он еще раз гневно порицает худшую часть людей - лицемеров (но есть и обманутые, которые считают, что форма и есть содержание - как в религии, так и, скажем, в марксизме).

(23,27) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.

Вот он - гроб повапленный! Наконец-то я узнал, что это означает. Значение это сильно изменилось, сейчас это скорее нечто умирающее, но красящееся, во всяком случае я так это понимал.

(23, 28) Так и вы, по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Гл.24: ученики спросили Иисуса, каков признак конца века и его пришествия

(24,4) Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас;

(24,5) Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят.

Церковь!!!!

(24,6) Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец.

(24,7) Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;

(24,8) Все же это начало болезней.

(24,9) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и тогда вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;

(24,10) и тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

(24,11) и многие лжепророки восстанут и прельстят многих;

(24,12) и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

(24,13 ) претерпевший же до конца спасется.

И далее: утверждается, что второе пришествие м.б. в любой момент. Поэтому всегда нужно делать то, что он завещал. Здесь иносказательно проводится идея: нельзя откладывать, нельзя отговариваться, нужно немедленно начинать исполнять заповеди, иначе так и прооткладываешься до смерти. Еще одна прекрасная черта учения Христа: никаких отговорок, делай, то,что надо и нио чем больше не думай. ("Ищите Царства Божия, и все остальное приложится вам" - отлично!)

Притча о талантах (деньгах)

Человек дал рабам таланты. Некоторые употребили их в дело, а один -закопал свой талант в землю. Когда господин пришел, тот мотивировал это тем, что господин жнет, где не сеял и собирает, где не рассчитывал. Господин сказал: вот поэтому-то ты и должен был пустить в оборот свой талант.

(25,29) Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеется.

Согласен с Толстым в трактовке этой притчи.

Часто повторяется в Евангелии: выбросить во тьму внешнюю, плач и скрежет зубов, кто имеет уши да слышит.

В (25, 31-48) развивается идея о том, что Бог растворен в сыновьях своих: "я алкал и вы напоили меня". Это еще раз подчеркиает идею Бога как идеи истины и справедливости.

Надо сказать, что двенадцать апостолов не вняли учению Христа - один его предал за тридцать сребренников, другой  трижды успел отречься от него - от страха, остальные вообще не понять кто. Как же они могли нести учение Христа, если сами не прониклись им?

История с воскресением надуманна, если речь идет о физическом воскресении. Если же понимать воскресение его в его идее, что гораздо вероятнее - то это прекрасно.

Завершая чтение Евангелия от Матфея, поражаюсь тому, как можно было на камнях Христовых заповедей построить святую инквизицию и прочее. Ведь даже намека нет на оправдание всему этому! Ясно сказано- не убивай, и даже не "не убивай" - а не сердись, и этакие пытки! Поистине, человеческая способность извратить смысл учения непостижима. Если уж такое сделали с христианством, что можно ждать от более запутанных теорий типа марксизма? Конечно, его кто как хочет, тот так и понимает!


© Алексей Бабий 1980