31.01.78

Сегодня был ожесточенный спор с Сапожниковым.

Суть его мыслей: поскольку ты начальник, должен вертеться, брать, что плохо лежит, для нужд вверенного тебе отдела, и устраивать так, чтобы плохо лежало.

Суть моих мыслей: если так, можете снимать меня с должности зав.группой МО, поскольку в таком режиме я не принесу никакой пользы.

Его аргумент: дочь-семиклассница рассуждает так же.

Мой аргумент: Толстой в 82 года рассуждал так же ( в том смысле, что не за тем гонимся и вообще надо жить проще). Все мы ссылаемся, что мы, дескать, не Толстые, и это нас, дескать, оправдывает. А надо стремиться к тому, чтобы быть Толстыми! В этом – цель существования. Тогда не сгинешь в текучке.

О том же (до того) был спор в комнате. За чем гнаться? Правильно ли живут люди и каким образом они оценивают совершенство человека. 1-я струя – совершеннее в зависимости от материальных условий, 2-я струя – совершенствование в зависимости от положения. Слияние этих струй: совершеннее, если престижнее. И третья, перпендикулярная: обрати свой взор в себя. Совершеннее, если духовно богаче (не по числу прочитанных книг, а по качеству самопознания, самопонимания и беспощадной искренности).

Мой тезис: вся сложность и запутанность мира оттого, что люди вожделеют престижа (либо материальных благ, либо положения, причем неважно, для себя или для нации), а надо, чтобы они жаждали самосовершенствования, жили просто.

8.10.78

Сегодня имел счастье полюбоваться на хиппи. После Толстого понятно, что протест против общества, его канонов и привычек – это правильно. Хиппи же протестуют не против общества, а против неких его формальных признаков. При этом они создают внутри себя общество с еще более жесткими канонами. Потом остается только переменить ориентиры – и борцы превращаются в столпов того самого общества. Давить они уже умеют.

Еще подумалось: две тенденции наиболее сильны в человеке. Первая - не отличаться от других, точнее, от референтной группы. Вторая – не быть похожим на других (и особенно на референтную группу).

Самый простой критерий оценки – по штанам. Если у тебя штаны простые – ты дурак. Если кримпленовые - тоже дурак, но с деньгами. Если джинсы – получеловек. Если джинсы американские – полубог. И все. А если у кого-то тоже американские джинсы, то добываешь себе еще более американские.

23.10.78. Полный отчет о поездке в Ясную поляну.

Мотив был…Да не было мотива, было стремление. Оборвался с занятий и уехал. Получилось не ахти как. Собой недоволен. Ехал в Ясную Поляну, пытаясь минимизировать расходы. Минимизировал бы на пиве. А так получились неудобные моменты. К Семичевым явился с пустыми руками. Подарки при приезде и отъезде – это глупости, но надо было хоть коробку конфет сообразить. По дороге хотел взять торт и встал в очередь, так ведь в очереди эта пакость во мне проснулась: “Зачем, дескать, деньги тратить…”. Не было бы очереди – купил бы, так пока стоял – гадость победила. И стыдно потом было не от того, что с пустыми руками, а что пожмотничал. Семичевы не знали, а я-то знал…

Утром рванул в Тулу, в Ясную поляну прибыл в 14 часов. Толпы народа, билет еле добыл.

Основных итогов два:

1.Вещи Толстого не произвели на меня того впечатления, как его мысли.

2.Что сделали с Толстым! Эти толпы туристов, которым все равно что смотреть: Кремль так Кремль, пушку так пушку, Толстого так Толстого. Ходят, хвастают друг перед другом знанием того, где какой потомок у Льва Николаевича да отпускают остроты, да смеются и болтают об ерунде, не отойдя от могилы. Вопросы к экскурсоводу наиглупейшие, наипошлейшие (хоронили ли рядом с Толстым немецких солдат?). Они сами не лучше солдат. Немцы устроили конюшню в музее, а эти опустили Толстого до уровня кастрюли на ВДНХ. Будут потом хвастаться, что, мол были и видели.

Экскурсоводы вынуждены опуститься до их уровня. Здесь еще ничего, а в Хамовниках экскурсовод именно развлекали туристов историями о том, .как Саша Толстая топилась и как дети ездили по лестнице.

Идеи Толстого не интересуют никого. Его считают писателем, и только. Тесть, когда я привожу ему толстовские доводы, против ленинских, отвечает: так Толстой кто – писатель! А Маркс с Лениным – ученые! (Я тоже ученый, ну и что с того?) Дескать, раз писатель, то пусть не суется не в свое дело, тут уже Маркс все предрешил, и никто не смеет оспаривать.

Ну и я тоже хорош. На могилу Л.Н. пришел почти бегом, а из-за чего? Во-первых, сдуру пообещал дяде Леве Семичеву, что вернусь вечером, хотя ни ему, ни мне это не было нужно. Во-вторых, связанный этим обещанием, я сдуру купил билет в Тулу на электричку туда и обратно. Вот ведь странность какая: стремился в Я.П., к могиле особенно, а пробыл в Я.П. часа три, и то не лучшим образом. До чего паршиво быть связанным своим слабым характером, пустыми обещаниями. Что я, к дяде Леве ехал? Ну вот, постоял у могилы три минуты, поглядывая на часы. Эх…

Странно: как мелкие и неважные мотивы заслоняют большие и важные? Ко всему прочему выяснилось потом, что из Тулы можно было уехать и на поезде, гораздо позже, чем на электричке, и приехать гораздо раньше. Но у меня уже сидел алгоритм, заданный покупкой обратного билета на электричку, и я об этом даже не подумал. Всего-то было делов – плюнуть на двухрублевый обратный билет и остаться на несколько часов… Тоже пожмотничал, пусть и неосознанно.

Ну и наконец, ехал черт знает откуда к Л.Н. и не догадался купить цветов на его могилу. Почитатель…

24.12.78

Про VVDN. История такова. Во всей МОНИКе не отлажена, по сути, VVDN да еще управляющая программа (обе Санины). Саня на машину не ходит, 19.12 решено было нами троими от работы его отстранить а, чтобы ему стыдно было, доделать его задачи. Сунулись в его программы – не разбери поймешь. Света с Наташей взяли на себя управляющую программу и разметку ленты, а я – VVDN.

Управляющая была написана за час, отлажена за два. VVDN написана за 8 часов, за три дня отлажена. Чем Саня занимался полгода? Я думаю, ему будет стыдно…


© Алексей Бабий 1978