Блог 2011

17 августа. КСВ. Флатландия

Ещё кусочек:  -------------------------

Однако, было бы слишком просто, если бы разочарование в социализме началось с магазинов. Хотя магазины свою роль сыграли - поскольку я вёл тогда учёт времени, и учёт этот показывал, что на стояние в очередях уходило не менее полутора часов в день. Этого времени было безумно жалко - я отрывал его от самосовершенствования, от профессионального роста. Не говоря уже об атмосфере очередей - в диапазоне от беспросветной покорности до спонтанной агрессии - после  стояния в очереди нужно было ещё восстанавливать рабочий настрой.

Магазины (а точнее, очереди) были фоном, постоянным и раздражающим. А собственно уход от официальной идеологии начался с  томских книголюбов и Булгакова с "Мастером и Маргаритой". Я таки достоялся в очереди в краевой библиотеке и прочёл книгу в читальном зале (на руки её не давали). Не говоря о художественных и прочих достоинствах книги, для меня это был переворот в мозгах. Нет, не переворот ещё, но альтернатива.

Вот тут стоит учесть особенности тогдашнего воспитания. Конечно, никакой идеологии кроме коммунистической нам не предлагалось. Коммунистическая же предлагалась так топорно и настырно, что мы инстинктивно держались от неё поодаль. Ну, то есть, мы ходили на всякие демонстрации, политинформации и т.п., но научились пропускать эти дела мимо ушей. Однако какие-то вещи были вбиты намертво: капитализм - это плохо, социализм - это хорошо, учение  Маркса-Ленина верно, потому что истинно, и так далее. Даже родные безобразия не могли нас разубедить Да, у нас очереди в магазинах - а там вообще негров вешают. Повторюсь однако, что вся эта идеология существовала на втором, если не на третьем плане. На уровне аксиом. Если ты, положим, начинаешь думать, то ты вертишься внутри этих аксиом. В одной плоскости. У тебя даже мысли не возникает выйти за пределы этой плоскости. Есть множество людей, которые из этой плоскости не вышли до сих пор.

Кстати, как раз в это время я сильно увлекался всякими математическими книжками из серии, название которой уже забыл. И на меня произвели большое впечатлении книги Эбботта "Флатландия" и "Сферландия" Там рассказывалось о плоских жителях, живущих на плоскости и на сфере. Об особенностях их восприятия. Например, жители плоскости не подозревали о множестве других плоскостей. Для них появление трёхмерных объектов было непостижимым событием. Например, если через их плоскость проходила сфера, то она виделась сначала в виде точки, потом в виде окружности с увеличивающимся (а потом уменьшающимся) диаметром, потом опять точкой - а потом исчезала вовсе и могла появиться совершенно в другом месте!

Эбботт-то хотел всего лишь рассказать на о том, как мы, трёхмерные, можем воспринимать четырёхмерные объекты. Для меня же эта книга стала поворотной, потому что я осознал себя плоским жителем. Где-то были другие плоскости и даже третье измерение.

Первой иной плоскостью, или, вернее, другим измерением,  как раз и оказалась религия. В "ММ" меня заинтересовала фигура Иешуа и его философия. Важно было, что эта фигура предлагала совершенно другой подход. Он мог быть верным или неверным - но он был. Важным было именно это.

Надо отметить, что моё обращение к религии было совсем не таким, как у многих потом в девяностых (напомню, на моём календаре был ещё 1977 год). Тогда многие, особенно преподаватели научного коммунизма, ринулись в православие - кто из конъюнктурных соображений, кто в поисках замены коммунистической идеологии какой-либо другой. С той же истовостью, как раньше они цитировали Маркса с Лениным, они взялись цитировать Новый завет, вместо партсобраний ходить в церковь. Православие они пропагандируют так же топорно и настырно, как когда-то коммунизм, точно также увлечены обличением еретиков. Лучшей антирекламы религии, чем они, нет и быть не может.

У меня было иначе. И с такими хитрыми поворотами, что сейчас диву даюсь.
-------- Продолжение следует


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2011