Блог 2011

26 августа. КСВ. Толстой

На Толстого я вышел через Бунина.

Нет, начать надо не так. Надо из-за печки.

В школе я читал в основном научную фантастику - всё, что удавалось взять в библиотеке. Хотя я был, пожалуй, единственным в классе, кто прочитал полностью всё, что надо было прочитать по школьной программе, но эта классика не шибко-то отложилась в незрелом организме. Просто я любил читать, читал быстро и с удовольствием. И прочитать за каникулы "Войну и мир" с "Преступлением и наказанием" для меня было раз плюнуть. Как и бойко ответить потом на уроке. Но это так: "Образ Наташи Ростовой" и всякое такое, а никак не серьёзное чтение.

В студенческие времена я читал что попало. Всё, что было в домашней библиотеке, в том числе "Роман-газеты", журнал "Юность", "Литературную газету" и так далее. Даже Анатолия Иванова - но, кажется, до конца "Вечный зов" всё же дочитать не смог. По большей части это была советская мура, разве что в "Юности" попадались яркие неожиданные вещи. Но мне нужно было постоянно читать, особенно за едой. Ну и я, как кит, заглатывал кучу планктона вместе с водой (хотя, может быть, более уместны другие аналогии).

С введением Системы учёта времени я стал более разборчивым. Хотя ориентира -что хорошо, что плохо, не существовало.  Уже рассказывал в главе о хронометраже, но повторю подробнее. Я «сканировал» библиотеки, определяя круг хороших авторов: набирал на абонементе кучу книг, посмотрев страницу-другую - вроде бы неплохо. Потом, дома, прочитав десяток-другой страниц, относил и обратно и брал другие. В какой-то момент, глядишь, попадался стоящий автор, я уже пытался прочитать всё, что он написал. Вы будете смеяться, но в то время проблема выбора «своего» автора была очень серьезной. Книг вроде бы было много, но по большей части это была такая лабуда...

Потом я нашел-таки способ. Если автор мне нравился, то я читал его предисловия к книгам других авторов или статьи о других писателях. Если он кого-то хвалил, то я отыскивал книги хвалимого писателя. Вот так, например, с подачи Виктора Астафьева я вышел на Андрея Платонова и Константина Воробьева, о которых до той поры и понятия не имел. Кажется, через Астафьева же я вышел на Бунина (но в школе-то уж его точно не проходили), а «Освобождение Толстого» Бунина прочитал фактически в одно время с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Ясное дело, дальше пошёл "весь Булгаков" ,"весь Толстой". Точнее, весь доступный на тот момент Булгаков и весь доступный на тот момент Толстой.

Вся проблема была в том, что ключевые произведения Толстого были практически недоступны. «Война и мир», «Анна Каренина», ну, "Севастопольские рассказы" ещё - это пожалуйста, а публицистика и тем более религиозно-философские произведения были разве что в девяностотомнике, а он был разве что в краевой библиотеке (и то, как оказалось, не весь). Ну ладно, ещё в двадцатитомнике кое-что опубликовали.

Но дело даже не в этом. Дело в том, что не прочитай я "Освобождение Толстого" Бунина, я об этих работах вообще не узнал бы.

---------------

Продолжение следует. Дллллинннное. Потому что роль Льва Николаича как в КСВ, так и выходе из оного велика.


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2011