Блог 2011

17 сентября. КСВ. Торо

К критике социализма я зашёл с очень даже неожиданной стороны. Вот сейчас отечественные совки с пеной у рта утверждают, что, во-первых, при социализме в магазинах всё было, а во-вторых, люди были какие-то особенно духовные (самая читающая страна и всякое такое).  

Насчёт "всё было" я уже написал отдельную главу ППСС, повторяться не буду. Добавлю, однако, два пункта.

Насчёт духовности. Я тогда ещё не знал слова "товарный фетишизм", но именно этот фетишизм  меня бесил. Люди гнались за какими-то внешними атрибутами "обеспеченности" - гарнитурами, коврами, хрусталём дурацким. Это была какая-то болезнь, и я поэтому написал тогда не шибко качественную, но искреннюю повесть "Психушка". Революция-то затевалась, чтобы люди стали лучше - а этого не произошло

Я же в смысле материальных потребностей человек крайне непритязательный,  с бедного детства (кстати, если кто захочет рассказать мне, что учителя в СССР купались в роскоши, приходите, лично рыло начищу) -  и до сих пор (хотя сейчас возможностей куда больше). И меня крайне раздражало количество жизненных сил, уходивших на удовлетворение этих, более чем скромных, потребностей. Времени подумать об этом в очередях было много - в очередях я проводил не менее часа в день, это показывала система учёта времени.

Слова "стоицизм" я тогда ещё не знал, но вскоре выяснилось, что та философия, к которой я бессознательно тяготел, называется стоицизмом. По наводке Толстого я прочёл Руссо, Эпиктета, и т.п., но Генри Дэвид Торо переплюнул всех. Его "Уолден, или жизнь в лесу", написанный живо и весело, разошёлся у меня на цитаты. Ну, например, "У нас сейчас есть профессора философии, а философов нет".

Или чеканная формулировка необходимых потребностей: "Под жизненными потребностями я разумею то из добываемого человеком, что всегда было или давно стало столь важным для жизни, что почти никто не пытается без этого обойтись, будь то по невежеству, или по бедности, или из философского принципа."

Конечно же, этот пункт резко расходился с аксиоматикой марксизма, в основу которого было заложено три "объективных" фактора: размножение, обеспечение возможности жить (пища, питьё, жилище, одежда, орудия труда) и  - возрастающие материальные потребности. Если первые два, действительно, объективны, третий - уж извините, нет. Человек вполне может обходиться необходимыми (по формулировке Торо) потребностями. Насколько он их превышает - фактор абсолютно субъективный.

Впрочем, что я буду повторять то, что уже написано мною же в "Суете сует"? Хотите - читайте. Конечно, кое-что там смешно читать - сейчас. Но тогда я вытаскивал себя за волосы из болота, и мне было не до смеха. Я столкнул лбами Маркса с Торо, но вопросы решал - свои.

Здесь же процитирую несколько ударных мест:

"Разделение труда зашло слишком далеко, но труд разобраться в собственной жизни должен быть выполнен лично."

"Вполне возможно, что положения, высказанные далее будут ошибочны. Но это будут мои ошибки, а не взятые взаймы. Мои желания скромны - я хочу истины." (прямо стиль Торо ощущается)

"Каждый из нас свободен в той мере, какую заслуживает."  (Очень даже неплохо сказано, между прочим. Я горжусь.)

"Вся материальность этих потребностей заключается в том, что предметы, их удовлетворяющие, принимают вполне материальную форму: телячья котлета, телевизор, шифоньер. И, когда мы хотим телячью котлету, мы хотим не есть, т.е. поглощать определённое количество калорий, а хотим именно телячью и именно котлету. Т.е. мы хотим, чтобы форма еды соответствовала некоторому образу, созданную нашим воображением."

"Если уж нам так захотелось изучать человека, то нужно начинать с того, о котором вы можете узнать всё, что вам потребуется - с себя."

"Я приобрёл квартиру, но навеки утратил оптимизм. Слишком высока цена жилища в нашем цивилизованном мире, если из-за неё человек должен падать столь низко. Действительно, уж лучше жить в вигвамах." (опять как будто рукой Торо написано)

Знающие меня люди тут же скажут: и этот человек был ярым пропагандистом персоналок и интернета? Как сиё совместимо? Погодите, всему своё время. А на календаре ППСС ещё только 1985 год...


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2011