Блог 2011

10 ноября. Данилов

Посетил сегодня Валентина Данилова в ИК-17, куда его внезапно перевели из КТБ-1, причём буквально на следующий день после нашего предыдущего посещения. Хотя, насколько я понимаю, связано это всё-таки не с нашим посещением, а с его попыткой перейти на колонию-поселение.

Валентин уже пришёл в себя и от неожиданного перемещения, и от неожиданного попадания в ШИЗО за мелкое, мельчайшее даже, нарушение (но семнадцатая и славится жёсткими требованиями к режиму) и, по привычке, относится ко всему этому с юмором. Оно и верно: если сидеть столько лет и переживать всё всерьёз - сойдёшь с ума или умрешь от инфаркта. Вообще, много раз уже говорил, и повторю ещё раз: Валентин на зоне свободнее тех, кто его посадил и тех, кто его охраняет. Если в ИК-16 он пытался переделать технологический процесс изготовления кирпичей так, чтобы колония не только делала кирпичи, но давала тепло для обогрева, да ещё и вырабатывала сорбенты, то тут он, наоборот, озадачился тем, что  колония с собственной котельной переводит уголь, а рядом алюминиевый завод не знает, как ему отводить тепло - и отводит в воздух. Непорядок!

На днях его обещают перевести в новый корпус. Я его сегодня посмотрел снаружи и внутри. За этот корпус Реймер вчера ругал красноярских гуфсиновцев - за либерализм. Действительно, на окнах (пластиковых) нет решёток, на дверях тоже (дверь с решёткой только на выходе ихз коридора). Вообще, это по уровню комфорта - гостиница примерно две звезды (было бы три, но душевые не в камере - зато санузел с унитазом нормальный). На этаже, где будет Данилов, мебель "цивильная" - кровати деревянные, вместо табуреток стулья, есть шкаф, стол, телевизор (в каждой камере, плоский небольшой, дюйов двадцать с чем-то). Правда, в комнате (камерой её язык не поворачивается назвать), где будет Валентин, шесть кроватей, а есть и камеры на двоих. На каждом этаже есть телефон и видеофон, гладильная-сушильная, душевые и т.п.
 

То есть, в бытовом смысле это, конечно, по гуфсиновским понятиям люкс, однако 17-я славится жёстким соблюдением правил - замечание там получить или в ШИЗО загреметь очень просто (за те же две минуты после отбоя). Так что, если собираешься на УДО или на смягчение режима, это не самое подходящее место, даже в этаком комфорте.

Ещё Валентин разработал предложения по социализации осуждённых, которые я по его просьбе передал в ГУФСИН и публикую тут, под катом. По-моему, вполне разумные мысли.

 

В. В.Данилов. Повышение эффективности мероприятий по социализации осуждённых

 Под социализацией далее понимается формирование и закрепление у осуждённого навыков добывания средств для существования с помощью труда, не нарушая законов общества.
Очень важно обеспечить занятость производительным трудом, а значит, оплачиваемом на приемлемом уровне, осуждённых в исправительных учреждениях, поскольку безделье ведёт к потере профессиональных навыков у тех, у кого они были, и к деградации личности. Не следует забывать, что, кроме лишения свободы, в приговоре часто фигурирует и обязанность осуждённого погасить иск потерпевшему или штраф государству, что, зачастую, возможно только при возможности заработать эти средства на производстве в исправительном учреждении (ИУ).

Именно трудности в организации производства в ИУ в условиях рыночной экономики и составляют главную проблему в реализации воспитательных мероприятий с осуждёнными (их занятость производительным трудом) в ИУ. К примеру, в ИК-16 (п.Громадск, Красноярского края) вывод осуждённых на работу составляет ~30% от численности контингента, да и то на неполный рабочий день с низким уровнем зарплаты на уровне, не превышающем МРОТ.

Для кардинального решения вопроса занятости осуждённых необходимо: во-первых, освободить администрацию ИУ от выполнения несвойственным им по профилю задач организации производства (чем занимается бизнес), а во-вторых, создать условия для экономической выгоды бизнесу использовать труд осуждённых.

Первое условие диктует сама жизнь, поскольку за редчайшим исключением производства уже и нет, как такового, в ИУ. Объёмы производства во ФСИН ~ 25 млрд. руб., что при численности контингента ~ 600 тыс. человек соответствует выработке ~ 40 тыс. рублей на одного человека. Это, конечно, окупает затраты на содержание осуждённых, но не позволяет решить вопросы их социализации, т.е. полноценной занятости производительным трудом во время отбывания наказания.

Какие же экономические выгоды можно создать для привлечения бизнеса к использованию труда осуждённых, да ещё и на территории ИУ? Иллюзией является широко распространённое мнение, что труд осуждённых очень дёшев. Он дёшев только потому, что у него низкая производительность труда и низкое качество продукции. Такой труд может быть только наказанием, но никак не может решать вопрос о социализации осуждённого. Для бизнеса, производства самое главное – это заказ на продукцию и услуги. Одним из самых предпочтительных заказчиков является региональная власть (бюджет). При проведении тендера на выполнение работ (товаров и услуг), финансируемых за счёт бюджета, региональная власть обязана принимать во внимание не только оптимизацию стоимости работ, но и бюджетную эффективность затрат. Так, местный производитель (исполнитель заказа), имеет преимущество перед иногородними (за пределами региона) в том, что, во-первых, часть затраченных средств возвращается обратно в бюджет за счёт налогов, а, во-вторых, обеспечивается занятость населения, тем самым решается задача обеспечения социального благополучия региона. Региональная власть напрямую заинтересована в том, чтобы при исполнении заказа бизнес использовал именно труд осуждённых, так как при этом будут погашаться иски потерпевшим (жителям региона), являющимся налогоплательщиками в региональный бюджет и, самое главное, будет решаться также проблема повышения безопасности в регионе за счёт декриминализации (социализации) осуждённых. Таким образом, объективно региональная власть является заинтересованным участником работы по социализации осуждённых и, что немаловажно,  имеет материальный источник для реализации этой задачи совместно с ГУФСИН края.

Главным вопросом, как всегда, является вопрос организации процесса взаимодействия ИУ с предприятиями и включения осуждённых в работы по региональному госзаказу (включая муниципальные).

Масштаб задачи можно по порядку величины оценить следующими цифрами: число осуждённых в ГУФСИН края ~ 30 000 человек. Принимая в качестве цели – обеспечение занятости ~ 50% контингента, при средней  заработной плате ~ 10 000 руб./мес. (120 000 руб. в год) и доли ФЗП в стоимости продукции ~ 20%, получаем объём заказа: 120000*30000*5*0,5. Это примерно 9 млрд. руб. в год. Это та конечная цель, к которой нужно стремиться – примерно 10 млрд. руб. в год продукции и услуг.

Чтобы управлять процессом исполнения госзаказа с привлечением труда осуждённых и повысить эффективность тех усилий, что прилагаются ГУФСИН в настоящее время по социализации осуждённых, имеет смысл создать региональный (краевой) Координационный Совет при Губернаторе Красноярского края, в который, исходя из решаемых задач, должны войти: заместитель Губернатора (председатель), заместитель начальника ГУФСИН, член Правительства края, депутаты Законодательного Собрания каря, депутаты муниципальных Советов, представители заинтересованных бизнес-структур.

В функции Координационного Совета по социализации осуждённых (КССО) входит: согласование и учёт объемов работ и услуг при выполнении госзаказа с привлечением труда осуждённых (как отбывающих наказание, так и условно-досрочно освобождённых), подготовка предложений и лоббирование по налоговым и иным льготам для предприятий и учреждений, привлекающих к труду осуждённых (как в рамках исполнения госзаказа, так и по иным работам и услугам), другое содействие бизнесу в процессе социализации осуждённых (обучение рабочим специальностям, повышение квалификации и т.п.), координация и планирование совместной деятельности предприятий и общественных организаций по социализации осуждённых.

Все текущие расходы по обеспечению деятельности КССО финансируются за счёт внебюджетных источников.

КССО будет той площадкой, на которой все стороны, заинтересованные в социализации осуждённых, и имеющие для этого необходимые материальные ресурсы и властные полномочия, смогут оперативно, и главное, эффективно организовать (согласовать) свою совместную работу и достичь поставленной цели: социализация осуждённых и снижение уровня преступности в регионе.

* * *

На мой взгляд, и из того опыта, что у меня есть, схема взаимодействия между администрацией колонии (ГУФСИН) и бизнесом по организации производства на территории ИУ должна быть следующей. Между ИУ и бизнес-юрлицом (предприятием) заключается договор о совместной деятельности (некоммерческое партнёрство), согласованный с ГУФСИН и КССО. ИУ на безвозмездной основе предоставляет территорию промзоны для размещения оборудования и технологической оснастки, необходимых для производства продукции. Обслуживание сетей подачи электроэнергии, тепловой энергии и воды осуществляется предприятием. Поскольку оборудование находится на охраняемой территории ИУ, между ИУ и предприятием заключается договор об ответственном хранении данных материальных ценностей. И так далее. Если говорить совсем коротко, то в обязанности ИУ входит только вывод осуждённых на работу, и обеспечение порядка и дисциплины со стороны осуждённых на территории промзоны, а все экономические и производственные вопросы находятся в ведении бизнеса. Зарплату осуждённым после удержания налогов бизнес перечисляет на лицевые счета работающих осуждённых с удержанием алиментов и погашением исковых требований по приговору (решению) суда в отношении осуждённого согласно исполнительного листа.

Все противоречия и споры, возникающие в процессе совместной деятельности между менеджментом бизнеса и администрацией ИУ, которые не урегулируются в двухстороннем порядке, разрешаются при участии КССО.

Для создания КССО необходима институализированная рабочая группа, выполняющая распоряжения (поручение) Губернатора о подготовке к созданию КССО, разработки концепции КССО, подготовки распоряжения Губернатора о его создании (учреждении).Ключевую роль будет играть во всей этой затее инициативный господин, который в дальнейшем станет главной технической фигурой в Совете (секретарём), и который не только не имеет опыт работы в бизнесе, но и не понаслышке знаком с функционированием исправительной системы.


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2011