Блог 2011

7 декабря

Бочка мёда

Вчера весь день провёл на научно-практической конференции "Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края". Ребятишки поработали отлично. Краевая молодёжная библиотека не подкачала. Устал, но очень доволен.

Вообще, не устаю удивляться, как министру культуры края Геннадию Рукше пришла в голову идея, которая должна была придти, вообще-то, мне: создать книгу памяти репрессированных деятелей культуры и искусства. Наш край в этом смысле уникален: это один из трёх основных регионов ссылки, особенно "повторников". Поэтому кто только у нас не был - от гражданской жены Колчака до архиепископа Луки. И каждый оставил след - в Енисейске, например, до сих пор, спустя полвека,  помнят хор, созданный А.Е.Шварцбургом. Влияние ссыльных (не только интеллигенции, кстати) на жизнь края велико, и до сих пор мало изучено. Поэтому акция министерства культуры (совместно с красноярским "Мемориалом") - только начало.

Вторая часть этой идеи - что эту книгу должны написать молодые люди от 15 до 25 лет, - тоже отличная. Именно так, и не просто написать реферат по известным источникам, а именно в тех сёлах и городках, где эти люди отбывали ссылку, опросить старожилов, добыть фотографии и документы.

Ребятишки, которые вчера выступали, не только откопали новые подробности из жизни известных репрессированных, но и добыли фамилии, до сих пор нам неизвестные.

Небольшой фоторепортаж - тут.

Это была, действительно, бочка мёда. О ложке дёгтя - следующий пост.

Ложка дёгтя

Те, кто выступал на конференции - авторы лучших работ. И это, действительно, славные... чуть было не сказал "ребята", но там были почти сплошь девочки. Но вот что меня удручало при предварительной оценке работ и что удручает вообще при чтении работ на всяческих исторических конкурсах - вольное обращение с цитатами. И этот пост - не об этом конкурсе, а вообще об исторических работах школьников, а я с ними уже почти десять лет работаю, в том числе верстаю и выкладываю на сайт.

Кстати, у авторов лучших работ с цитированием всё нормально - потому они и лучшие. Но очень уж многие авторы грешат - в диапазоне от стопроцентно сдёрнутой из интернета работы до незакавычивания цитат даже при указании источников.

На конкурсе "Человек в истории" с этим строго: работы, попавшие в финал, исследуются не только с лупой, но и с микроскопом. Я помню, как вполне оригинальная и очень хорошая работа, претендовавшая на призовое место, вылетела из-за одной незакавыченной цитаты. И это правильно.

Но были у меня многолетние перепалки по этому поводу с руководителями школьных работ. Они говорят: что ж в этом такого - ВСЕ ТАК ДЕЛАЮТ. Вот в том-то и дело, что все, или почти все. Это-то и удручает. Я не очень вращаюсь научном историческом сообществе, но до меня доходили слухи, что и в среде профессиональных историков вольное обращение с цитатами, а то и прямой плагиат - не редкость. Что ж тогда удивляться, что школьные учителя не видят в этом ничего страшного.

Возможно, во мне говорит некоторый шовинизм человека, любящего и могущего писать самостоятельные тексты. У меня просто в голове не укладывается, зачем сдирать и компилировать чужие тексты, когда можно сесть и написать свой. А вот, говорят, кому-то это, может быть, трудно. Ну, если трудно - не пиши, делов-то. Тем не менее пишут. И не находят в этом ничего такого.

На этом конкурсе такие работы тоже были. Разумеется, они пошли в отвал, потому что практически все публикации о репрессированных деятелях культуры я читал, и источник устанавливал за пару минут - если не по памяти, то поисковиком. Тем более, что они нередко их прямо с нашего сайта и брали.

Но, вернусь-таки к бочке мёда - работы, которые прошли через эту проверку, которые докладывались на конференции, эти работы были замечательны. Они со временем будут опубликованы на нашем сайте, тогда прокомментирую подробнее.


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2011