Блог 2012

16 февраля. Я миф породил, я его и...

А какой красивый был миф...

Воспроизведу его вот отсюда:

"Тут самое время рассказать мою любимую историю. Во времена жуткого феодализма некто Бомарше написал пьесу "Женитьба Фигаро", насквозь антифеодальную. По тем временам это было что-то вроде "Архипелага". Естественно, король не дал разрешения ЭТО опубликовать. Бомарше был человек не бедный, он взял да купил типографию (во времена жуткого феодализма это можно было сделать). Тогда король запретил продавать этой типографии бумагу (знакомо, да?). Бомарше просчитал на ход вперед, купил рощу и бумагоделательную фабрику. Рощу он срубил, наделал из нее бумаги и издал-таки свое диссидентское произведение, чем внес немалый вклад в дело Французской Революции 1789 г.
Представляю, чем бы кончилось дело, если бы Бомарше вместо этого вышел на площадь, разорвал рубаху до пупа и сказал о короле все, что он думает. Это было бы очень по-русски, но Бомарше был француз..."

Очень уж мне эта история нравилась, я её пересказывал сотню раз. А тут решил проверить, а заодно перечитать первоисточники.

Текст этот я написал в 1990 году. Базироваться он мог только на двух книгах, прочитанных мной примерно за десять лет до этого, в конце семидесятых: это "Мемуары" Бомарше и "Лисы в винограднике" Фейхтвангера. Не помню, чтобы я читал ещё что-либо о Бомарше. Мемуары я перечитал в прошлом году с большим удовольствием, но там ни слова об этом не было. Фейхтвангера закончил сегодня - но и по Фейхтвангеру всё получается не так.

Король, действительно, изо всех сил противился - но не печати, а постановке "Женитьбы Фигаро". Противился именно потому, что это было опасное диссидентское произведение. Но о публикации речь не шла вообще - и сам Бомарше добивался именно постановки пьесы, а не её издания. Следовательно, весь сюжет с рощей и типографией - мимо кассы. Не было этого, потому что в этом не было нужды.

Откуда взялась роща с типографией в моей неправильной памяти? А вот, похоже, откуда: один из основных бизнесов Бомарше был - лесоторговля. То есть леса у него было - как гуталина. И, если бы описанная мною ситуация возникла на самом деле, у него было бы из чего наделать бумагу. Ну, и типографию с бумагоделательной фабрикой он легко бы купил, случись эта самая ситуация. И, что важно, это было бы вполне в его характере - история с пробиванием постановки "Женитьбы Фигаро" полна поворотов, достойных ещё одной комедии (впрочем,Фейхтвангер как раз это и описал). И, кстати, похожая ситуация была у Бомарше с изданием полного собрания сочинений Вольтера, которому король тоже как мог препятствовал. Может быть, эти две истории и слились у меня в одну.

Но по большому-то счёту я не соврал. Не соврал в главном: именно "Женитьба Фигаро" и история её постановки сыграла роль запала во Французской революции. Потому что все увидели, что власти короля больше нет: король запретил, а какой-то даже не аристократ (титулы у Бомарше были купленными) взял да и сделал. Я уже не говорю о заряде, заложенном в саму пьесу - чего стоит один только монолог Фигаро в финале.

Но по мелочи я наврал почти всё. Так бывает.

Забавны параллели, которые возникали при чтении "Лис в винограднике". Например, приезжает в Париж американский посланник Франклин (Штаты тогда ещё только воевали за независимость, так что он ещё был не посол). И, конечно, вся версальская фронда постаралась попасть к нему на приём, по каковому поводу король Луи разразился всякими филиппиками, удивительно знакомыми по духу. Или, например, о той же аристократической фронде, в которой были, кажется, все, кроме короля, только одни отваживались фрондировать более-менее открыто, а другие шептались втихомолку на своих аристократичесих кухнях. В конечном счете им всем поотрубали головы - и королю, и явной фронде и фронде тихушечной, и не фронде вообще - но это совсем другая история.

Ну и, конечно, фигура Бомарше. Вот не был ни фига революционером, а просто жил свободно и делал то,что считал нужным - возил оружие в Америку (которая его попросту кинула в результате), писал пьесы, издавал Вольтера, то был нищим и в тюрьме, то купался в золоте, а потом опять наоборот. И, главное, смотрел с юмором на всё, что с ним происходит, и умудрялся из своих злоключений выжать максимум плюсов. Если меня спросит кто-то: "делать жизнь с кого?" - так и отвечу: а вот с него!


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2012