Блог 2014

Январь

1 января. Не было бы счастья...

Ходил вчера за "Оболонью" и забыл сотовый в кармане куртки. Сегодня с большим трудом его нашли - телефон в куртке, куртка в шкафу, шкаф в коридоре, звонок не слышен. Конечно, там куча новогоднего спама в виде SMS, и куча неотвеченных звонков. Ну, оно и к лучшему. Принимая поздравления с Новым годом, я чувствую себя полным идиотом. Я не понимаю, с чем меня поздравляют. Земля сделала очередной оборот вокруг Солнца - так она это делает много миллиардов лет, и поверьте - без какого-либо моего участия. Дата выбрана совершенно произвольно - это только у христиан нынче 2014 год, а у кого-то (у иудаистов, кажется) шестьтыщ какой-то. Да и то - тормознутые православные будут отмечать Новый год только через две недели. И, ИМХО, если уж праздновать христианам, так не тот день, когда Христос родился (тут его заслуги минимальны), а тот, когда он совершил главный поступок в своей жизни, то есть Пасху. И, кстати, в России Новый год празднуют 1 января только с петровских времен, а до этого Новый год был осенью - и это было оправданно: вот убрали хлеб, сельскохозяйственный цикл закончился - можно и отметить.

В общем, мне этот праздник категорически непонятен. Похоже на то, что это очередная придумка маркетологов, как, например, Валентинов день - чтобы люди купили как можно больше ненужного, чтобы подарить это другим людям и чтобы они потом год ломали голову, что с этим ненужным делать, а в следующий Новый год с воодушевлением это выбросили, поскольку старые вещи на Новый год полагается выбрасывать.

Ещё более глупой мне представляется мысль подводить итоги года и давать прогнозы на следующий. Прогнозы, может быть, и были бы полезны, если бы хоть кто-нибудь, включая авторов, помнил их хотя бы на следующий день после произнесения, и тогда никто бы их не рискнул давать - а так дают безбоязненно. Что же до итогов, то процессы, которые протекают на любом уровне, от международного до личного, отнюдь не начинаются 1 января и не заканчиваются 31 декабря.

Пожелания непонятны ещё больше, мне больше нравится вот это:

В общем, я этому безумию не поддался, итоги не подводил, прогнозы не строил, никого не поздравлял и т.п. Новогодний спам выгребал из почты как и обычный.

Извините, еслифчо - я просто сказал то, что вы думаете. Есть у меня такая дурная привычка.

4 января. Канны КК

Канск путают с Каннами не реже, чем Красноярский край с Краснодарским. На этом даже построен нейминг фестиваля видеофильмов - Канский фестиваль. Word упорно заменяет Канский район Каннским, и даже жители Канского района не решаются его поправить.

А я, приводя в порядок абанский список лишенцев, наткнулся на Марка Львовича Белоцерковского, административноссыльного в Абане. Оказывается, известный был человек, о котором мы до сих пор не знали. А он даже в Википедию попал.

Белоцерковский Марк Львович (мордух Нухим Левикович)
(1892, Чернобыль - 31.12.1937, Орел). Член ЦСП. В 1913 арестован за распространение листовок. 28.7.1923 арестован в Киеве. 14.9.1923 приговорен к двум годам ссылки в Тамбовскую губернию. 28.9.1924 арестован в Козлове Тамбовской губернии. В сентябре 1926 находился в Саратове. В ноябре 1926 находился в Свердловске, затем - в Верхнеуральском и Тобольском политизоляторах. В 1927 неудачно пытался добиться замены наказания на выезд в Палестину (выезд был аннулирован из-за разрыва отношений СССР и Великобритании). В феврале 1929 - марте 1932 находился в ссылке в деревне Платбино (Каннский округ). В марте 1932-1933 жил в ссылке в Енисейске. В 1933, получив "минус 12", поселился в Орле. В 1935 просил разрешения на выезд в Палестину, но получил отказ. В 1937 арестован в Орле. 7.12.1937 приговорен Особым совещанием местного УНКВД Орла к ВМН. Расстрелян. Жена - Лазарева И.Н. НИПЦ "Мемориал", М. К.

Думаю, мало кто отказался бы и сейчас от ссылки в Каннский округ. Да, и кстати, путает Википедия - не было в Абанском районе деревне Платбино. Речь идёт или о Плахино Абанского района, или о Плотбище Енисейского.

4 января. success story

Моей любимой истории с воссоединением семьи Тобари десять лет, она случилась аккурат в 2003 году. Пересказывать её не буду, скажу только что японцы нашли своих родственников после 60 лет безуспешных поисков и только благодаря нашему сайту. Это идеальная success story на тему об использовании интернета общественными организациями.

Но вспомнил я о ней не в связи с юбилеем, а в связи с перевыкладкой фотографий. Дело том, что, когда мы шестнадцать лет назад делали мемориальский сайт, интернет был совсем другим. Скажем, фотография весом больше 20 килобайт считалась верхом неприличия. И у нас были стандарты - вертикальная фотография была 150 пикселов по горизонтали, а горизонтальная - 250 пикселов по горизонтали. И, конечно, фотки нещадно ужимались. Со временем стандарты менялись в сторону увеличения, но сайту-то шестнадцать лет, и то, что выкладывалось по старым стандартам, так и осталось - в старом стандарте, там ни фига не разглядишь. По выходным я занимаюсь тем, что заново выкладываю фотографии людей, объектов и событий. Тем более, что появилось много новых фотографий, старые пересканированы, и т.п. Работа несложная, но объёмная по трудозатратам, особенно фото людей, потому что надо их не просто обработать и положить в папку, а ещё найти страницы, на которые их уместно вставить (или они были вставлены в старом качестве), и там провести изменения.

В общем, по событиям я добрался как раз до 2003 года и с удовольствием ещё раз вспомнил эту историю. А заодно выложил не публиковавшиеся ранее фотографии о жизни семьи Тобари-Шавкуновых в Харбине.

9 января. Бродяга Байкал переехал

Историй побега из немецкого плена мы знаем множество. А вот о побеге немца из советского плена я впервые узнал на днях. Занимаюсь сейчас этим делом. Военнопленный дёрнул из лагеря 384 в Калинине, но бежать решил не на запад, а на восток, надеясь прорваться через Японию. Он знал русский язык, поэтому пробегал без малого полгода и добрался аж до Байкала. Его поймали, вернули в Калинин, а потом он, как утверждает его дочь, попал в Норильлаг, хотя по документам этого пока не видно. Но, по логике вещей, ему должны были припаять 25 лет за такой подвиг, и скорее всего припаяли. Как бы то ни было, история неординарная.

10 января. Дедка редко, да метко

Собственно, сабж

12 января. Скучный назидательный пост

Что ни день, то новое событие юридического толка - этого посадили, этого выпустили, того амнистировали. Всё это на фоне непрекращающихся споров о том, что тех-то реабилитировали неправильно, а этих, наоборот, не реабилитировали (с тех ещё времён). Жители соцсетей возмущаются, восхищаются, разочаровываются и очаровываются. Бывшие сидельцы выкидывают фортели (что разочаровывает) или, наоборот, не выкидывают (что тоже разочаровывает).

Я смотрю на всё это с недоумением. Радоваться, например, освобождению Фарбера следует просто потому, что дело его было заметно шито белыми нитками. То, что он позёр и Фанфан-Тюльпан, было ясно давно, но к делу отношения не имеет. Ну, мы все не ангелы. Не очаровывайтесь, тогда и разочаровываться не придётся. То же и об остальных фигурантах. Совершенно неважно, хорошего человека посадили или плохого. Важно, законно его посадили или нет (тут ещё есть пункт о соответствии самих законов - Конституции, международным нормам и т.п., но пока оставим этот пункт за скобками). Как только мы начинаем делить страдальцев на хороших и плохих, мы тут же перемещаемся из области закона в область революционной целесообразности. Вот этому гаду - так и надо, а вот это - наш, за него бьёмся. Мы так можем уехать очень далеко, это я уже как мемориалец говорю. Потому что это то же избирательное правосудие, только (пока) с другой стороны.

Кстати, вот история как раз мемориальская, но в тему. Я уже её в ЖЖ рассказывал, но не грех повторить. Составляем мы первый том Книги памяти жертв политических репрессий, попадается некто Алексеев Андрей Спиридонович, бывший начальник Минусинского оперсектора НКВД. На товарище клейма ставить негде - только за 37-38 год организовал арест двух с половиной тысяч человек, из которых полторы тысячи расстреляно, пытки электричеством были обычным делом, при расстреле приказал лишние патроны не тратить и раненых добивать ломами. И всякое такое, тут можно много рассказать. В конце тридцать восьмого его сажают по ст. 193-17п и 58-2, 11 УК РСФСР, но уже в сороковом освобождают условно-досрочно, а в сорок третьем снимают судимость. А в 2000-м реабилитируют по 58-2, 11. Вот вам и коллизия: как можно такого реабилитировать? Как так - он же преступник! Но не только можно, но и необходимо, потому что по этим статьям его осудили незаконно - именно этих преступлений он не совершал. Другое дело, что даже по тогдашним законам, если их применять в рамках именно закона, а не революционной целесообразности, его за эти "подвиги" следовало расстрелять, а по нынешним - прокуратуре следовало дать соответствующую оценку и переквалифицировать 193 статью (превышение должностных полномочий) на что-нибудь более существенное. Но по 58-й реабилитация состоялась правильно, вот какая штука. Это был как раз такой случай, когда прокуратура действовала в рамках закона, а не революционной целесообразности. Нравится это нам или не нравится. Но, кстати, в книгу мы его всё-таки не вставили. Одно дело - юридическая процедура, и другое дело, когда махровый палач соседствует в Книге памяти со своими жертвами.

Рассказанный случай - конечно, "крайнего" толка, однако это тема гораздо шире. Жертвы политических репрессий совсем не обязательно были ангелами. Речь идёт даже не о расстрелянных энкаведешниках или партработниках, а о самых обыкновенных людях, попавших под эту машину. Они были самыми разными: замечательными, хорошими, плохими, а иногда и вовсе негодяями. Однако их объединяет то, что их репрессировали незаконно. Поэтому мы стараемся вспомнить каждого, не давая ему оценок.

Многие, кстати, не понимают адвокатов, которые защищают в суде преступников. Как вы можете, он же преступник? А вот так, каждый имеет право на защиту, хороший он или плохой. И преступник тоже. На то и суд, чтобы в нём соревновались стороны. Я, конечно, говорю о суде вообще, а не о российском. Наш суд - не место для соревнования сторон, в той же мере, как парламент - не место для дискуссий. В чём и проблема.

Возвращаясь к дням нынешним - нынешние сидельцы не обязаны быть сахарными (пусть это кому-то и кажется). Это сложные люди со своими тараканами в голове. Вопрос не в том, хорошие они или плохие, как они ведут себя на зоне или после освобождения. Вопрос в том как целесообразность, революционную ли, консервативную ли, заменить, наконец, законом. И не только в головах власть предержащих. Но и в наших тоже. Эта власть когда-нибудь кончится, а кончится ли целесообразность?

14 января. Богучаны

Нет. К счастью, я не в Богучанах. Сами Богучаны - прекрасное место с замечательными людьми, но дорога туда... Автобус идёт двенадцать часов. Первые шесть, до Абана, дорога как дорога, вторые шесть, через перевал - какая-то лесовозная. Тебя непрерывно трясёт как космонавта на вибростенде и периодически подкидывает (первое правило едущего в Богучаны - убери язык поглубже, если хочешь остаться с языком). Когда ездил туда лет семь назад, это было незабываемо. Я приехал ночным рейсом, день работал в местном музее, и ночным рейсом уехал обратно. Двенадцать часов за сутки на вибростенде - никакому космонавту не снилось.

Так вот. Фонд богучанских лишенцев к счастью, в красноярском ГАКК. Так что пока я живу дома, разминаюсь на трёхстах богучанских делах, из экстрима - только поездка туда и обратно на 99-м автобусе. А потом подряд будут Агинское, Козулька Назарово, Бирилюссы и Боготол.

Казалось бы - после ачинских двух с половиной тысяч дел эти триста я должен одолеть за два дня - ан нет. Третий фонд лишенцев обрабатываю (Абанский, Ачинский, и теперь Богучанский) и поражаюсь, насколько по-разному они организованы. В богучанском, например, нет районных списков. Никаких - ни списков лишенцев, ни протоколов комиссии по выселению кулаков. Во всяком случае, их нет в описи. Может, где-нибудь в каком-нибудь совершенно неподходящем деле они найдутся, но снаружи их не видно. То есть, работаем по абанскому варианту, выколупывая (птичка по зёрнышку) крохи сведений из личных дел и сельсоветских протоколов. Так что я отработал сегодня всего тринадцать дел, запоздало удивившись, что и сельсоветских списков там тоже нет. Зато в богучанском фонде немало указивок сельсоветам от районной власти, которые представляют особый интерес, потому что там расписано, кого к какой категории относить, кого в первую очередь высылать и т.п. Сегодня заложил эти места, завтра, может, скопирую.

Да, и у меня сложилось впечатление что в Богучанском районе жили люди с четырьмя всего фамилиями: Рукосуевы, Смолины, Кулаковы и Быковы. Другие фамилии встречаются крайне редко, зато среди этих есть полные и почти полные тёзки - уже в каких-то 13 делах. Будет весело сводить всё это в единый список...

15 января. Финальная зачистка

Какие там к 1933 "кулаки". Уже и середняков не осталось. Давят единоличников.


ГАКК ф.Р-1748, оп. 1, ед. хр. 2, л. 10


ГАКК ф.Р-1748, оп. 1, ед. хр. 1, л.21

16 января. Середняки превращаются...

В предыдущем посте упоминался Ирбинский сельсовет, который в 1932 году подвёл под индивидуальное задание 24 хозяйства, не посоветовавшись с беднотой. Однако перед этим, в январе-феврале 1931 года, Ирбинский сельсовет посоветовался с беднотой, но послал её с советами далеко - целая папка.состоит из однотипных выписок: "материалы бедноты заседание членов сельсовета подтверждает, но хозяйство считать средняцким. Председатель сельсовета Брюханов, секретарь Брюханов" И так двенадцать раз.

Как надо было нажать на сельсовет, чтобы уже через год двенадцать середняцких хозяйств превратились в 24 кулацких.. Даже без подсказок со стороны бедноты.

И вот ещё, по Чуноярскому сельсовету было. Район запрашивает: сообщите причины лишения прав таких-то и таких-то. Сельсовет отвечает: все перечисленные прав не лишены, они проходят как середняки.. Что уж там сельсовет получил в устной форме, но - года не прошло, у всех перечисленных в делах вижу решения сельсовета: обложить индивидуальным налогом:

Сельхозналог - 350
Самообложение - 700
Культсбор - 700
Итого 1750

Под копирку.

Кстати не только эти перечисленные. В Богучанском районе не шибко задумывались над индивидуальным налогом - вот именно в этих числах он всегда и выражался - 350, 700, 700, итого 1750. В самых разных сельсоветах. Если сравнить с описью конфискуемого за неуплату налога имущества, суммарная стоимость имущества не всегда дотягивала до 1750 рублей. То есть, единоличник не смог бы уплатить этот налог, даже если бы продал всё. К слову, "нормальный " сельхозналог, который считали исходя из площади посевов и т.д., редко превышал две-три сотни рублей. Так что, в 32-35 году индивидуальный налог однозначно означал конфискацию имущества.

Но и это ещё не всё. Вот этих людей сейчас не реабилитируют, если только их не выслали. По инструкции, если имущество не экспроприировано "просто так", а конфисковано в счёт уплаты налога, это политической репрессией не считается. А вот сам такой налог - это не политическая репрессия?

16 января. Бузыкановский бунт

Встретился такой термин в характеристике одного из Рукосуевых в Бузыканово Ирбинского сельсовета Богучанского района. По намёкам и полунамёкам картина была такая, что в 1920 году в Бузыканово очень неласково встретили продотряд. Не просто неласково, но прямо-таки с ружьями. Похоже, продотряд вернулся на базу не в полном составе.

Интернет о бузыкановском бунте не знает ничего, однако, возможно, это имеет отношение к красноярским восстаниям 20-го года.

17 января. Красноярский патриот

Ходил на базар за тугунком (Андрей, готовься!).

Около базара мужик ожесточенно спорит с кем-то, задрав голову сильно вверх. Я думал, он с Богом полемизирует, а оказалось- с громкоговорителем, из которого обильно льётся вниз что-то про Сочи.

Олимпиада-хуякиада, кричит мужик громкоговорителю. Достали со своей олимпиадой, кричит он. Деньги только поотмывали, кричит он дальше. И заканчивает гордо: а у нас спартакиада будет!

17 января. Кратка

Крепкое было хозяйство у Николая Рукосуева в 29-м году, но к 1934 году остались от него рожки да ножки (если конкретнее, одна корова и две овцы).


ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.72, л.16

Левая колонка с годами (от 1929 до 1934) не сфотографировалась, увы.

Подсчитали доход, 269 рублей, обложили его налогом 1855 рублей.


ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.72, л.15

Дальше можно не рассказывать...

17 января. Не растраивайтесь

Колпаков Петр Петрович из д. Бидея Ирбинского с/с Богучанского района имел общее хозяйство с дядей и братом. Чтобы хозяйство не признали кулацким, братья с дядей решили разделиться. Но советскую власть не проведёшь - и она жахнула им индивидуальный налог в тройном размере, по индивидуальному налогу на каждого. Не растраивайтесь, и расстраиваться не придётся.

Индивидуальный налог 1050 (350*3), самообложение 2100 (1050*2), культсбор 2100, сельхозисполнительский 472 р, итого 5722 р.
Конечно, такой налог они выплатить не смогли. Имущество конфисковали и продали в счёт уплаты налога за 577 руб 20 коп...

ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.69

17 января. Особенности национального архивоведения

Этот пост для угорелых любителей архивной работы - остальным рекомендуется пропустить.

Я с нетерпением жду, какой сюрприз будет в четвертом фонде лишенцев. Потому что первые три были организованы СОВЕРШЕННО по-разному.

Абанский был не упорядочен никак. Ну, документы по каждому хозяйству более-менее сосредоточены в отдельных папках, сами папки следуют с среднем по сельсоветам (видимо, в таком порядке лежали). Папки с сельсоветскими и районными списками находятся в произвольных местах, но ближе к концу.

Ачинский чётко поделён на три части:

отдельно - списки лишенцев (сельсоветские и районные), протоколы сельсоветов и протоколы пятерки по выселению кулаков,

отдельно - дела твёрдозаданцев.

Именные дела идут без разбивки на сельсоветы, в алфавитном порядке (точнее, в том, что архивисты понимают под алфавитным порядком: всё, что на букву А, потом всё что на букву Б, внутри буквы более-менее по алфавиту, но не обязательно). Кстати, с ачинским архивом было очень удобно работать: сначала обрабатываешь списки, потом идёшь по алфавиту, не метаясь по списку туда-сюда - будете смеяться, но на то уходит много времени, когда список на несколько тыщ семей. Я там рассыпался в реверансах работникам ачинского архива.

Богучанский чётко разбит по сельсоветам, внутри сельсоветов - ПО ДАТЕ. Именно это позволило мне обратить внимание на странный факт: даты начинаются с 1931 года. В основном там 1932-1933 События 1930 или 1929 года в документах упоминаются, но сами документы этого периода практически не встречаются. Не то коллективизация добралась до Богучанского района с запозданием на год, не то эти документы где-то в другом месте или вообще утрачены. На эти же мысли наводит отсутствие списков любых видов, от сельсоветских до районных, а также протоколов тройки по выселению (списки лишенцев были характерны для 1928-1931 г., а потом практически исчезли вместе с лишенцами). Впрочем, в документах попадаются вырезки из протоколов по выселению - но без резолюций и без каких-то упоминаний о том, что это протоколы тройки по выселению, Я их узнаю по структуре - такие же были в Ачинском и Абанском районах, именно по выселению - на лишение эти "простыни" размером А3 с такими реквизитами не заполняли. Я в этом случае стал писать по примеру омских коллег "предназначен к выселению", потому что если человек попал в этот список, то почти наверняка он был выселен (абанский и ачинский опыт это подтверждает).

Какие варианты ещё остались? Внутри сельсоветов по алфавиту? По годам без разбивки по сельсоветам? Скоро всё выяснится.

18 января. Левый демарш

Два месяца не упражнялся на барабанах. По правде говоря, я эти два месяца и из дома-то почти не выходил, так получилось. И всё это время хотел провести эксперимент. Сегодня, наконец, провёл.

Я тут посмотрел клип какой-то группы, с барабанщиком-левшой. У которого все дивайсы стояли наоборот. И подумал - а чего, собственно? Хватит, подумал я, притворяться правшой. Мы - левши, а некоторые из нас и вообще Левши. Нам надо выйти из подполья и провести этот самый... камин-аут. Хотя бы для себя самого. Потому что, пока ты себя контролируешь, то ты правша, но чтобы хорошо барабанить, надо перестать себя контролировать и, наоборот, расслабиться. А когда расслабишься, всё равно превратишься в левшу.

В общем, у меня сегодня выдалось двадцать минут на постучать. И я переставил хед под правую ногу. А левой руке дал, наконец, волю. То есть, теперь она главная. Результат, может, и не шибко лучше предыдущих, но я себя чувствовал очень комфортно. ОЧЕНЬ. В следующий раз, времени будет побольше, поставлю тарелку под левую руку и т.п.

18 января. Моя борьба

Я сегодня боролся с собой. И не смог победить. А как меня победишь - я сильный. Попробуй меня победи. Я и не победил.

В общем, взял сегодня Бирилюсского полутёмного. Ни по графику (после бани, положим), ни по заслугам (вот давеча за один день сдал все отчёты по "Мемориалу"- в соцстрах, пенсионный налоговую и юстицию, потерял через пот килограмма три - заслужил, чо) пиво сегодня не предполагалось. А просто так. Захотелось. Сильно захотелось. Пиво, кстати, отличное. Самое субботнее пиво.

Кстати, питерские френды: совершенно неожиданно будет у меня свободное воскресенье 26 января в Питере. Готов познакомиться лично и скрепить знакомство опять же пивом. Будет желание - место предлагайте сами, лучше где-нибудь в центре, поскольку город я практически не знаю. Время не слишком поздно - с ночного самолета и на питерское время ещё не перейду. Часов в девять буду сильно клевать носом и норовить упасть в тарелку.

20 января. Траектория

Дело Колпаковой Мавры Васильевны, которая ни к какому Колпакову не подходит. Где-то в деле попадается бумажка, что она была лишена прав как Рукосуева Мавра Васильевна, вместе с отцом Василием Матвеевичем. Василия Матвеевича в списках нет, но есть его сын Иван Васильевич, брат Мавры Васильевны. Чтобы это выяснить, пришлось сначала просмотреть Василиев Рукосуевых, потом Васильевичей Рукосуевых. И - вуаля!

Рукосуевых в списке, к слову, с сотню семей. Людей раз в три больше. Кроме Быковых, Смолиных и Колпаковых, стали появляться в больших количествах Брюхановы, Лыхины и Скурихины. Других фамилий практически нет. Много тёзок, даже внутри одного сельсовета - различаешь только по составу семьи. Весело.

20 января.  А что ни скажешь - было...

Придумался вдруг заголовок для раздела мемуаров - о том, как я сколько-то лет занимался бизнесом: "Из стартаперов в старперы".
Погуглил - давно уже заездили этот слоган. Эх!

Я по этому поводу когда-то стих написал:

А, что ни скажешь - было!
Ну, не Толстой, так Шиллер...
Вот, только осенило,
А, глядь - опередили!

20 января. Полсвободы

Спецпоселенцев снимали с учёта постепенно - то одну категорию, то другую. В 1958 году было три указа ПВС примерно такого характера: со спецпоселения снять, но запретить возвращаться туда, откуда были высланы.

Это были:

Указы от 19 мая и 2 августа есть в сети. А указа от 28 марта в сети нету. И во всяких бумажных сборниках документов его нету. А именно от этого текста зависит, реабилитируем мы одного человека или нет.

Если кто-то вдруг имеет текст этого документа пришлите, плиз

21 января. Планы партии - в жизнь!

22 января. Сколько нам открытий чудных...

Сегодня стало понятно, почему районных списков по Богучанскому району не будет. Никаких. Никогда. Ни лишенцев, ни на выселение. Оказывается, 19 мая 1931 г. Богучанский райисполком сгорел нафиг вместе со всеми документами. (ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.178). А значит, информация о самых массовых выселениях и экспроприациях - 1930 и 1931 годов, пропала навсегда.

Точнее, пропала централизованная информация - в сельсоветах дела остались (кроме тех, которые 19 мая 1931 года были на рассмотрении в райисполкоме и сгорели вместе с ним), но из этих дел не всегда ясно, что с хозяйством произошло (выселили, не выселили, и т.п.). Прошёлся по нашему мартирологу, вытащил Брюхановых с Рукосуевыми, сверил список богучанских "кулаков" по мартирологу и по делам фонда Р-1748. Ой-ой-ой... И это только те, кого мы уже знаем - их уже больше, чем в списке. А сколько не знаем...

Зато вчера, на третьей папке, понял, как определять выселенных. На них в Богучанском районе составляли специальную рукописную социально-экономическую анкету на один лист. В предыдущих районах такие анкеты составляли на всех лишенцев. А в Богучанском у выселяемых в уголке стоит карандашная подпись "Выселить". Которую я заметил только на второй сотне дел. Это означает, что завтра я затребую опять две первых папки и внимательнее гляну на эти анкеты. Пометка очень важная, особенно в отсутствие протоколов тройки на выселение - одной этой почеркушки достаточно для реабилитации всей семьи. Но как я умудрился не заметить её, читая каждую бумажку в каждом деле - загадка. Впрочем, не загадка - я искал знакомые типичные документы о выселении, а на эти анкеты специальное внимание не обращал... Впредь наука.

28 января. Третий пошёл

Богучанский район сделан ещё в пятницу, но победно продудеть не было времени. И выложить пару-тройку занятных документов. Сейчас - несколько любопытных наблюдений.

В Богучанском районе лишенцам часто предъявляли как основание лишения права голоса- торговлю с тунгусами: купил белку за рубль, продал за два. И, кстати, нередко высылали из Богучанского района - в Эвенкию. Это видно по тому, что в 37-м их арестовывали где-нибудь в Байките.

Чудные имена встречаются в Богучанском районе: Единар, Саркедон.

И, напоследок - цитата: "Будучи председателем колхоза в 1931 году крадучи от членов колхоза таскал товар из закрытого распределителя который оказался зашитый в перине". (ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.228, л.4)

Документы выложу, когда доберусь до дома. Пока что в Питере и в жёстком графике.

28 января. Рукосуев vs Рукосуев

Да, кстати. Поскольку районный архив сгорел, пришлось читать сельсоветские протоколы. Они неприятны сами по себе - детально описано, как люди топят друг друга. Они нечитаемы, поскольку написаны простым карандашом на серой бумаге. В Богучанском районе к тому же типичный протокол выглядит так:

Председатель Рукосуев, секретарь Рукосуев.
Выступил Рукосуев, предложил рассмотреть Рукосуева на предмет выявления кулачества.
Выступил Рукосуев, заявив, что Рукосуев несомненный кулак, потому что Рукосуева жила у него в няньках.
Выступил Рукосуев, сказав, что Рукосуев имел жнейку, которую давал Рукосуеву, Рукосуеву и Рукосуеву, требуя отработки.
Выступил очередной Рукосуев, заявив что Рукосуев и Рукосуев работали у Рукосуева на покосе.
Решили - лишить Рукосуева права голоса.
Подписи -Рукосуев, Рукосуев

29 января. Считать совершенно безвредной женщиной


ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.198, л.23

29 января. Газета для начинающих читать


ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.240, обложка дела

29 января. Дружки


ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.214, обложка дела

31 января. Одобрение

Уже писал год назад о поразивших меня "одобрительных письмах". Но за год френдов стало раза в два больше, может, кто-то из новых о них не знает. К тому же получилось, наконец, "одобрение" сфотографировать - оно написано крупными разборчивыми буквами, а предыдущие были плохо читаемы даже на бумаге, а на экране тем более.

Что это за штука - "одобрение", или "одобрительный приговор". Когда крестьянина лишали права голоса, или отправляли на высылку, решение принимали немногие, но активные - комитеты бедноты, правление. Подавляющая часть сельчан (в том числе и бедняки с батраками) пыталась репрессируемого защитить, собирая подписи под "письмами одобрения" - одобрения не репрессии, а репрессируемого. Они за него ручались, они доказывали, что на самом деле это уважаемый человек, который помогал беднякам, и т.п.

Власть на эти письма, как правило, клала с прибором (впрочем, и сейчас она делает то же самое с множеством подписей, собранных в интернете по самым разным поводам), но эти письма ломают привычную схему - не беднота как таковая осуществляла раскулачивание, а лишь небольшая (но зато настырная и злобная) её часть.

Ну вот, примерно так выглядело типичное письмо одобрения (ГАКК. ф. Р-1748 оп. 1. ед.хр.215, л. 11, 11об)

31 января. По рублю!

С недоумением смотрю на ситуацию с "Дождём". Ну, с придурками, отключившими канал, всё ясно, с них кроме анализов взять нечего. Но и возмущенные хомячки поражают не меньше - пишут посты с капслоками, отказываются от провайдеров, собирают какие-то подписи. Когда надо просто пойти в суд и взыскать с провайдера неустойку. Каждому со своего. Поскольку провайдеры нарушили договор. Люди бизнеса понимают этот язык очень хорошо. Понты понтами, а рубли рублями. Но ведь это не наш путь, скучный буржуазный. Наш путь - выйти на площадь, разорвать рубаху до пупа, назвать всех козлами - и далее по списку. Главное - процесс, а не результат.


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2014