Скучно в городе Пекине. Примечания.
- Внимание! Если вы читаете "Скучно в
городе Пекине" впервые, проигнорируйте
примечания, а то будет неинтересно. А вот, если в
первый раз будет интересно, прочтите еще раз - с
примечаниями. А эту славную песенку подарил мне в
Нордвике наш “шефа”, Владимир Георгиевич
Сиротинин. Я сразу же понял, какое это классное
название для рассказа и загорелся рассказ
написать. Только, действительно, про что? А
название очень точно отражает пустыню в душе
героя...
- А это - песня маминого
детдомовского детства. Вообще, здесь пока идёт
треп ни о чём. Разгоняемся помаленьку...
- Смех смехом, но я снимал с себя
после каждого выхода по сотне клещей. Я устроил
им кладбище в стакане и набрал чуть ли не
четверть стакана этих гадов.
- Вот уже кончается трёп и
начинаются серьезные заявки. Вот такой он
мизантроп, видите ли. Он, видите ли, любит
одиночество. Между тем, если бы меня попросили
выразить идею “Пекина” одним словом, я бы сказал
слово “одиночество”. О, знает ли кто-нибудь
одиночество более одинокое? Да, есть одинокие
женщины, но приходит мужчина - и они перестают
быть одинокими. Крокодил Гена пишет объявление -
и находит себе друзей. А вот такое одиночество не
хотите - когда между тобой и человечеством ничего
общего нет? Когда среди людей ты ещё больше
одинок, чем в одиночке? Когда ты одинок не в силу
внешних обстоятельств, а одинок по природе
своей... В конце рассказа, устав от аллегорий, я
говорю всё это прямым текстом.
- Ну, этот пассаж про музу - едва
ли не лучшие строки, которые я написал. Тряся
своими персями... Ах, какая музыка! Впрочем,
сравнение писательства с поносом - не весьма
оригинальное. И, кстати про датскую поэзию, если
кто не знает - это стихи, которые пишут к датам. К
дню рождения, например. Самый мерзкий вид
графомании.
- Никаких дверей в кабину в
циркулярном душе нет. И медсестра стала включать
воду для каждого отдыхающего отдельно - только в
1996 году, когда кубометр стал стоить двадцать
тысяч рублей. А до того вода лилась себе и никакой
медсестры не было. Но в стихе медсестра играет
роль чуть ли не Бога, потому я и погрешил против
технической истины.
- Стих не такой простой, как кажется.
Впервые в нём появляется Оля В., о которой вы вряд ли узнаете,
потому что я этим делиться с вами не собираюсь
(просто посмотрите все мои стихи и рассказы с 1985
года по примерно 1994, и вы почти все поймете).
Вот эти все жизненные передряги (как же душ в
бока впивался), и любовные неудачи (ну, а всего
сильнее в пах). И горечь от своего малодушия (Я,
точно, жил не так, чтоб очень, всё норовил и вам и
нам). Ну, а пассаж о том, как я смело вошёл в
струи - это о том, как я, защитившись от любви и
обретя тем самым внутреннюю стойкость, двинулся
навстречу жизненным передрягам. Вы думаете, я
разыгрываю? Ничуть не бывало, когда я писал стих,
имел в виду именно всё это.
- А вот уже заявка на философию.
Обратите внимание: герой хочет придушить
гражданку только за то, что ей для счастья надо
так мало. Вы не находите, что он ей люто завидует?
Опять штрих в ту же копилку - про одиночество.
Заметьте также, что про одиночество упоминается
чуть ли не в каждом абзаце - чем
дальше, тем больше... Хохмы хохмами, а мы подходим
всё ближе к сути.
- Но, кстати, и хохмы неплохие. И
все мои - про режим, про достоинства, про курсы,
про количество и качество. Песня про радон без
мужика, к сожалению, не моя - народная, и куплетов
в ней значительно больше, правда, нематерные
встречаются очень редко.
- И всё-таки комментс. Все случаи
реальные - и про особь, и про танцы, и про трёх
теток. Правда, насчёт “хочете” я хотел сказать,
но не сказал. То есть герой несколько погрубее
меня. Но заметьте опять, какого рожна этому герою
надо. Любовь с большой дороги его, видите ли, не
устраивает. Ему надо не прям как на самом деле, а
на самом деле. Ну, ну, посмотрим, как он себя
поведёт, когда это будет на самом деле?
- И еще. Заметьте, как
педалируется здесь “забыл, как звать”. То есть
люди настолько неинтересны герою, что он и их
имена-то не запоминает. Попытка героя
приблизиться к человечеству начнётся как раз с
того, что он запомнит имена...
- Вот по первоначальной идее,
рассказ должен был описывать эти курортные
технологии. Они достаточно однообразны и
сводятся, во первых, к правилам определения
подходящего партнёра, во-вторых, к правилам
“съёма”.
- Ну, это, конечно, Высоцкий. А то
некоторые подумали, что я.
- Внешность главной героини я почему-то
взял от Любаши Федорченко. Реальный прототип был
намного бесцветнее...
- Эта острота тоже моя. Вообще
при бессознательном написании неожиданно
выперла масса афоризмов, причём неслабых. Но
кроме того я, как говаривал Ильф, “ограбил свои
записные книжки”: в “Пекин” я вбухал все
словечки, фразочки, песенки, накопившиеся за
много лет. Вообще, “Пекин” - самый цветистый из
моих рассказов, в нём много мелких деталюшечек,
не имеющих отношения к делу. Обычно я всё же
выбрасываю из рассказа всё, что не касается
главной темы. А тут - на тебе! Очень нетипично...
- Строго говоря, не из овса, а из
ячменя. Но вот как-то про овёс лучше
выговаривается.
- Вот. Начинается. Не от мира
сего...
- Обилие не слишком приличных
острот привело к тому, что я долго никому рассказ
не показывал: на внешнем уровне он казался вообще
пошлым и циничным. “Красноярская газета” так
его и поняла и разразилась гневной рецензией.
Каждый понимает в меру своей испорченности,
товарищ Зорий Яхнин!
- Про эсквайра украдено у себя
же, в “Хронометраже”.
- Как ни парадоксально, мой
двоюродный брат, тоже Алексей Бабий, только
Николаевич, в подпитии орал эту фразу. И про
“родился-удивился” я услышал тоже от него. Чьё
же это? По стилю вроде Жванецкий...
- Эта песня, к сожалению, не моя.
Я слышал её на вокзале станции Кошурниково.
- Забавно, но на момент
написания я об остеохондрозе знал только
название. Я допытывался у знакомых больных, что
они чувствуют. Это было всё равно, что слепым
ощупывать слона. Один говорил: голова болит.
Другой - в ногу стреляет. А главный герой у меня
должен был страдать остеохондрозом, это самый
распространённый диагноз в Белокурихе. В 1994 году
я узнал, что это такое, на себе - и мигом нашёл
нужные слова, и успел вставить их в уже
свёрстанную книжку “Полночное солнце”, где,
собственно, “Пекин” впервые и появился.
- О героине рассказа. Это фигура
крайне вспомогательная и служит только для
поддержания сюжета. Поскольку сюжета
практически нет, то и героиня присутствует
номинально. Нечто подобное со мной действительно
произошло, но весьма далекое от рассказанного.
Действительно, встретились мне как-то на
белокурихинской горной тропе две мадамы, за
которыми я зачем-то увязался, да только имя
младшей из них я никак не смог бы запамятовать,
потому что звали её, естественно, Ольгой, и к тому
же она была программисткой. Меня это уже никак не
удивило, я принял это как рок.
- А вот Вы не выдержали тест,
если решили, что это моё стихотворение. Увы, это
не я, а Филимонов.
- “Алиса в стране чудес”,
причём не книга, а грампластинка. Все, знавшие её
наизусть - это очень близкие по духу люди. Вот тут
мгновенно возникает взаимопонимание героев.
- В первоначальном варианте
Люся была программисткой. Там был такой диалог:
“Вы знаете, что такое алгоритм?” - “Я
программистка” - “Ну, так у вас в
программировании тоже, поди есть технологии?”.
- Ну вот, горячей и горячей.
Болтовня ни о чём закончилась, приступаем к делу.
Пошли цитаты из Библии, из “Песни песней”,
впрочем, ёрнически извращённые. Вообще, в герое
главный шарм - в сочетании интеллекта с
непритязательными манерами. Он говорит “ихние”,
“фе”, “тыдра” и так далее.
- А вот уже пошло главное. Прямая
ссылка на “Степного волка” Гессе. Кто не понял,
кто не читал или забыл - для того целый пласт
рассказа остался “за бортом”. Я, правда, через
главку бросил читателю ещё одну
палочку-выручалочку: Печорина. Ну ладно, Гессе не
читали, но уж героя-то нашего времени, лишнего
человека, поди, помните? Я тут применил такой
приём: вместо того, чтобы описывать героя, делаю
ссылки и скрытые цитаты. Кому надо, поймёт...
- Это вообще блеск, я этот абзац
жутко люблю, да и всю эту главку тоже . Весь из
цитат: тут и Гребенщиков, и Пушкин, и Астрид
Линдгрен, и всё в жилу... Заметьте, чего хочет
герой? Чтоб ему выбили мозги, чтобы он обрёл
естественность, пусть даже плывя по реке на манер
известного вещества: это кажется ему однозначно
лучшим образом жизни, чем он имеет. Вот одна из
причин его одиночества: уж шибко он умный, и ум
заменяет ему всякие другие полезные свойства, да
только заменить как следует - не может... Вообще этот абзац как нельзя лучше
описывает моё состояние в последние годы.
- Это тоже Олино (Оли
В.)стихотворение. Есть ещё один вариант описания
того же: стихотворение называется “Политэкономическое”
- Это действительно так.
Перечитал я это буквально году в 1995, причём с
большим наслаждением.
- Опять пошли цитаты, на сей раз
из “Бриллиантовой руки”
- А это опять “Песня песней”,
безбожно перевранная
- Вот это тоже важно: пластинка
“Алиса в стране чудес”.
- Это фрагмент большого
произведения под названием “Чтение
фразеологического словаря с чувством, толком,
расстановкой”. Так мы баловались с Саней
Пинкиным - берётся фразеологический словарь и на
ходу надо, выхватывая случайные выражения из
него, построить связный рассказ. Я тут же выдал
печальную повесть о Томе Фариной (тогда это было
очень горячо), на букву “П”: Сильный пол купил
кота в мешке, а слабый (нежный, прекрасный) - на
полпути ищи ветра в поле. Хоть в петлю полезай! От
полноты души положил зубы на полку. Полез в
бутылку, в полном рассудке - до положения риз.
Полегче на поворотах! Ни за понюшку табаку
покончил с собой покоритель сердец: помер со
смеху. И помин простыл, поминай как звали. Не
поминайте лихом!
- А это опять появляется Оля В..
Ноктюрн на флейте водосточных труб - это на нашем
с Олей сленге - импровизация. “Ну, как ты сегодня
лекцию отчитал?” - “ Ноктюрн на флейте
водосточных труб!”. Еще бы, вчера, вместо того,
чтобы готовиться к лекции - гулял с Олей по
правому берегу...
- А этот шедевр подарила мне Татьяна. Эта
песня длинная, и они распевали её в колхозе еще в
начале семидесятых, и тогда ее мало кто знал. А в
конце девяностых она вдруг стала жутко популярна
благодаря "Балаган Лимитед". Тут же
оказалось, что я ее напрочь переврал.
- Вот эта история вылезла
неизвестно откуда и неизвестно зачем. Точнее,
откуда - известно, случай такой со мной был.
Странным образом я чувствую, что этот кусок здесь
очень к месту. Вынь его - и всё, “Пекина” нет. Но к
чему он? Я гадаю об этом уже пять лет. Одно, грубое
объяснение, готов предложить на Ваш суд: речь
идёт о том, что то, к чему стремишься, не всегда
самое хорошее. Никогда не знаешь, где найдёшь, где
потеряешь. Я, например, не поимел медвежьего
зрелища, зато попал в настоящую аварию. Мне все
пацаны завидовали! Но это очень грубое
объяснение, хотя и близкое к истине.
- Заметьте: он уже запомнил
имена. Он старательно пытается войти в контакт с
человечеством. Ну просто изо всех сил!
- Вот отсюда я уже дописывал со
скрипом. Уже без всяких штучек-дрючек, открытым
текстом - для тех, кто до сих пор ничего не понял.
Это уже полные кранты: до сих пор герой считал,
что всё от того, что он инопланетянин, и контакта
с землянами нет. М вот - такая же инопланетянка, и
результат тот же. Контакта нет. И надежды нет. Всё
было напрасно. Вот это уже полный крах.
Абсолютный.
- Вдруг кто не понял: это цитата
из Лермонтова вообще-то...
- А вот это уже опять Оля В...
- Вообще-то этот стих здесь не
совсем к месту. Это написано про тех, кто сперва
воодушевился перестройкой, а потом - растерялся и
повернул обратно. Но странным образом это - и о
герое, который тоже попытался вырваться из себя -
и не вырвался. Вот ещё один печальный смысл
рассказа, и едва ли не главный.
- Конечно, намёк на Печорина.
- Вот эта фраза, вот эта концовка
- это всё и ещё маленько. Понимаете ли, насколько
скучно в городе Пекине? Что человек хочет, чтобы
жизнь поскорее прошла... Вот настолько он
изверился, сломался, потерял всякую надежду
что-нибудь изменить. Человек кончился... И пусть
Вас не обманывают хохмы и хохмочки, вдоволь
раскиданные по тексту. Суть рассказа - в этой
последней фразе. Собственно говоря, с неё рассказ
и начался. Это была первая пришедшая мне в голову
фраза, и я сразу знал, что этой фразой я закончу
рассказ. “Но я пошел в свою комнату и лег спать.
Во сне жизнь проходит немного быстрее”. Именно
этого мне хочется, как только у меня выпадает
свободная минута и я немедленно вспоминаю Олю:
чтобы эта нескладная жизнь поскорее закончилась,
и в новом воплощении мы встретимся с Олей снова, и
тут-то я маху не дам!
Домой