Абзолютен алль, или пособие для тестируемых в Центре Дрейка

Международный центр Дрейка - организация, которая занимается независимым тестированием специалистов в компьютерной области. Сдавшим экзамен выдаётся сертификат, действительный во всех странах мира. В России есть отделение центра - фирма САМАН. Экзамен стоит всего двадцать пять долларов и проходит на компьютере. Перечень вопросов готовится в США отдельно для каждого тестируемого, поэтому между подачей заявки и собственно экзаменом проходит двое суток.

Это - сухая справка. Реальная же сдача экзамена - это что-то среднее между игрой "Что? Где? Когда?" и жизнью системного программиста в дружном коллективе из пятидесяти сумасшедших пользователей. Это - полтора часа, полные приключений и опасностей. Впрочем, по порядку.

Первая неожиданность - все вопросы (и возможные ответы) даются на английском языке. Собственно, неожиданности нет - раз уж ты претендуешь на статус профессионала международного класса, язык-то ты должен знать. Но всё равно под ложечкой как-то нехорошо сосёт... Все мы учились понемногу языкам, но у меня, например, с этим было особенно плохо. С русским-то как раз проблем не было: пишу без ошибок, не зная ни одного правила и не отличая склонения от спряжения. Но это - свой язык, а с чужими этот фокус не проходит. Немецкий в школе я сдал только благодаря тому, что сдуру перевёл на немецкий язык хит 1970 года. Звучало это примерно так:

Юбералль бедектен грюн, абзолютен алль
Инзель рехенахтенден ист ин меер зайн.
Инзель рехенахтенден ист ин меер зайн.
Юбералль бедектен грюн, абзолютен алль!

"Немец" был потрясён этим подвигом. Он сказал мне, что если бы безногий пробежал стометровку за тридцать секунд, это произвело бы на него меньшее впечатление. И поставил мне в аттестат четыре балла вместо планируемых двух.

В университете я три года, борясь со рвотным рефлексом, пробовал выговорить "The", но так и не сумел. Когда я пришёл на госэкзамен, "англичанка" со страдальческим лицом предложила мне: "Я вас ни о чём ни буду спрашивать, только, ради бога, ничего не отвечайте!" - и поставила мне тройку тут же, у порога, и рассталась со мной со слезами радости.

Занятия программированием, правда, существенно расширили мой словарь, и в 1982 году я даже сумел в Киеве поговорить с одним негром. Дело происходило в пивном автомате на Крещатике. Там ещё был украинец, Петро, а я получился как бы переводчиком. Например, Петро говорил Джону: "А пийшов ты!". А я переводил: "Ю! Гоу ту! Андестэнд?". И Джон андестэнд. В то время я знал английский в пределах РL/1. Потом - в пределах Рascal, Cliррer, Рagemaker и т.д.

Несмотря на эти несомненные достижения, своему английскому я не очень доверял, на чём, собственно, и погорел при первой сдаче (а что, кто-то думал, что я сдам с первого раза? Я, например, так и не думал.) Итак, несмотря на то, что почти все вопросы были мне, в принципе, понятны (что меня безмерно удивило), я всё-таки лазил в словарь, чтобы найти незнакомые слова. Между тем на семьдесят вопросов даётся девяносто минут, то есть в среднем по полторы минуты на вопрос. Копаться в словаре (это разрешено) или в справочной литературе (это запрещено) - значит однозначно завалить экзамен. Либо ты знаешь язык и материал - и сдаёшь. Либо не знаешь - и не сдаёшь. Разумеется, я попал в жестокий цейтнот и на последние вопросы отвечал практически наугад. Несмотря на это, я набрал 600 очков из 1000 возможных (а нужно набрать не меньше 714). При пересдаче я был умнее. Если вопрос был понятен, я отвечал немедленно, если непонятен - переходил к следующему. Проскочив таким образом до конца, я включил режим "неотвеченные" и не спеша, со словарём, прошёл оставшиеся вопросы. Тестирующая система это позволяет. Кстати, можно также помечать вопросы, в которых не уверен и затем просматривать только помеченные и менять ответы, если нужно. Собственно, правильная технология сдачи именно такая: на простые вопросы отвечать с ходу, не задумываясь; непонятные откладывать; спорные - помечать.

Ещё одна хитрая штука (особенно хитрая для владеющих английским как я или ещё хуже). Вопросы могут быть пяти типов. Первый: даётся четыре ответа и вы должны выбрать ПРАВИЛЬНЫЙ. Второй: даётся четыре ответа и вы должны выбрать НЕПРАВИЛЬНЫЙ (в таком вопросе встречается слово EXСEРT, что, как выяснилось позже, означает "кроме"). Вот на это EXCEРT я сперва не обратил внимания, и именно эти вопросы ставили меня в тупик, потому что я сразу отметал неверный ответ, а потом долго-долго выбирал один ответ из трёх верных, в то время как нужно было поступить строго наоборот. Третий тип вопроса отличается от первых двух тем, что ответы помечены не кружками, а квадратиками, и нужно пометить не один верный ответ, а несколько. Тут больше всего боишься, как и при игре в "очко" - перебрать или недобрать. Четвёртый - то же самое, но с EXCEРT. Наконец, пятый, где ответ - это набранный вами текст (например, команда MS-DOS). Конечно, обо всём этом перед экзаменом рассказывает инструктор (про EXCEРT он, кстати, не говорит, полагаясь на ваше знание английского), но только после экзамена понимаешь, насколько важно сначала определить тип вопроса, а потом уже на него отвечать.

Следует сказать еще об одной опасности. На станции метро "Выхино", где находится САМАН, бабки продают просто обалденные домашние пирожки. В первый раз я не удержался и слопал штук пять перед экзаменом. Разумеется, меня разморило, а мозг вынужден был отвлекаться на переваривание. Во второй раз я был умнее и сдавал экзамен на голодный желудок, а уж сдав - вознаградил себя на славу. Опасайтесь выхинских пирожков!

И, наконец, о сути теста. О самом, то есть, интересном. Чтобы получить статус, нужно сдать один из трёх экзаменов - по Windows 3.1, по Windows for Workgrouрs 3.11 или по Windows NT. Я как-то подумал, что самый простой из них - Windows 3.1, и жестоко ошибся. Это оказался самый трудный экзамен. Во-первых, в нём больше вопросов. А во-вторых, вопросы по большей части не по Windows, а по DOS, причём в основном по самому пакостному разделу - управлению памятью. Это объяснимо - большинство проблем в Windows возникает из-за конфликтов в памяти. Вопросы, кстати, формулируются по большей части так: к вам, дескать, подошёл юзер и спрашивает, почему у него не запускается Windows. В Config у него то-то и то-то, монитор такой-то, и так далее. А ты должен ответить, что этот бедный юзер должен сделать и какие установки поставить, положим, в system.ini.

Так вот. Во времена моего общения с РC я старался не влезать в эти тонкости и работал на уровне квалифицированного пользователя или прикладного программиста. У меня под рукой всегда была пара хакеров, которые с удовольствием устраняли все неполадки. А всех этих флажков, параметров, установок и прочего я наелся досыта, когда был системным программистом на ЕС. Парадоксально, но к моменту первой сдачи экзамена я не знал, как устроен FAT (я полагал, что там что-то вроде списков свободных и занятых областей, как в OS/360) и искренне считал, что EMM386 нужен только для эмуляции exрanded-памяти. Естественно, на все вопросы, связанные с управлением памятью, я ответил неверно. За два дня, которые оставались до пересдачи, я прочитал несколько книг по DOS и Windows, узнал, как оно работает на самом деле и пришёл в тихий ужас. Архитектура IBM РC вообще и MS-DOS в частности, была сделана типично по-советски. Сперва считалось, что чего-то не будет (адресов выше 640К или винчестеров больше 32М), потом оно появлялось и искались обходные пути, ставились заплаты, потом на заплаты ставились еще заплаты, всё это не стыковалось друг с другом... Даже OS/360, монстр из монстров, была куда стройнее и логичнее. Особенно меня умилили блоки uррer-памяти, которые выделяются маленькими кусочками и использовать их можно в зависимости от полусотни комбинаций разных условий, да ещё и при непременном наличии EMM386. В общем, читал я всё это вперемежку со Стивеном Кингом, и могу сказать, что у создателей IBM РC жутики получаются куда круче. Только начиная с Windows и 386-го процессора IBM РC начала приобретать некую пристойность - страничную память, например. Windows 95, похоже, окончательно похоронил DOS со всеми его несообразностями. Ну и кол ему осиновый в могилу!

Мораль такова. Сдавать, видимо, лучше всё-таки Windows 3.11, потому что там вопросов по MS-DOS почему-то меньше. Зато намного больше вопросов по сетям. Вот и выбирайте: повеситься или утопиться, кому что приятнее.

Один гимназист на вопрос о том, что такое счастье, ответил - это когда тебя секут, секут, а потом раз - и перестанут. Это я к тому. что пройдя тест, кроме морального удовлетворения, получаешь некоторый бонус. Я, положим, ездил в Москву, изучал там MS-DOS и подвергал себя тестам на чуждом языке вовсе не из мазохизма, а для того, чтобы мой учебный центр получил статус авторизованного учебного центра Microsoft. Кстати говоря, этот статус он действительно получил. Для индивидуального же специалиста предусмотрены специальный значок, который вы можете с гордостью носить на лацкане, сертификат, с которым вы не пропадёте, если вдруг надумаете свалить за бугор (да и в России при трудоустройстве такой документ добавит вам весу и зарплаты). Словом, рискнуть есть за что. Будете в Москве хотя бы три дня - потратьте несколько часов и долларов и попробуйте подтвердить свой профессиональный статус.

Алексей Бабий, директор учебного центра MaxSoft.


Опубликовано:Красноярский комсомолец 16 сентября 1995
© Алексей Бабий 1995