Блог 2014

Октябрь

2 октября. Декабристы и Кизямы

Казалось бы, где я и где декабристы. А поди ж ты. Несколько лет назад Тамара Семеновна Комарова, готовившая альбом семьи декабриста В.Л.Давыдова, пришла ко мне, чтобы идентифицировать скалы, изображенные на рисунках Василия Львовича и его сына Василия. Потому что некоторые скалы, такие как Такмак и Воробушки, были вполне узнаваемы, а некоторые - неузнаваемы совершенно. Ну, а я, в процессе работы над сайтом "Красноярские Столбы (http://stolby.ru)", насобачился определять скалы по фотографиям, даже те, которые "вживую" никогда не видел.

Я посмотрел - и ахнул. Потому что это были Кизямы, любимые когда-то красноярцами красивейшие камни, перегораживавшие течение речки Моховой под Такмаком. Этих Кизямов уже больше ста лет нет и даже название красноярцами забыто. Печальную историю Кизямов прекрасно описал А.Л.Яворский, он же собрал немногочисленные фотографии Кизямов (). Фотографий, правда, осталось очень мало. А тут три рисунка, да ещё от такого автора. Конечно же, я принялся канючить эти рисунки, тем более что они были уже отсканированы. Тамара Семеновна не возражала, но - только после выхода альбома.

И вот альбом вышел год назад, но целый год мы не могли с Тамарой Семеновной встретиться - то я мотался по районам то она была в отпуске, то я болел, то ещё что-нибудь. И вот - свершилось. Наслаждайтесь. Я выложил только Кизямы и один вид Такмака с Воробушками, а вообще рисунков, конечно, больше.

5 октября. Дивчина Анна

Побывал сегодня на фестивале украинской культуры в Дворце труда. Пели и плясали самодеятельные коллективы со всего края. Были очень хорошие номера, были похуже. Но в целом понравилось.

В зале были беженцы. Не знаю, много или мало, но были (об этом сказали со сцены). Судя по тому, что я читаю и слышу, беженцы ко всему украинскому относятся... как бы это сказать... не очень хорошо. Но это, видимо, не так или хотя бы не совсем так. И это радует.

Официальные речи представителей диаспоры поколебали мою уверенность в том, что украинца от неукраинца можно отличить, как минимум, по двум признакам - где он ставит ударение в слове "украинский" и какой предлог использует со словом "Украина". Есть над чем подумать.

А вот одну певицу, дивчину Анну (фамилию не расслышал) из Красноярска, я записал. Правда, не с начала, а когда пришёл в себя. Я не знаток вокала, но мне кажется, у Анны есть будущее. Голос очень хороший.

7 октября. История о столе и стульях

А тем временем на "Уроках истории" - очередная глава о быте в СССР. О мебели. Я её чуть подредактировал. А следующая глава будет совсем новой - об игрушках. Пока написано об игрушках в узком смысле слова, но надеюсь написать и об игрушках в широком смысле слова.

12 октября. ... а караван идёт

Выложил списки лишенных избирательных прав по районам. Агинский (ныне Саянский) район

Под конец работы вовремя вспомнил трагикомичную историю с Шушвалями, нашёл фотографии их дел, добавил в список. История, конечно, была ещё та - я измочаленный многомесячным архивным марафоном, в жутком цейтноте (автобус через час или два), и тут Word выкидывает такую штуку. Как вспомню, так вздрогну...

15 октября. Двести

Сегодня, понятное дело, народ о Лермонтове пишет. Добавлю и я свои пять копеек, хотя и читал его всего два раза - один раз в школе, в рамках программы, второй раз целиком, лет примерно в двадцать пять. Причём в школе он произвёл большее впечатление, но в двадцать пять я его лучше понял. Так вот, моё "Скучно в городе Пекине" (по моему скромному мнению, единственное путнее худ. произведение, мною написанное) - на самом деле дикая смесь "Степного волка" и "Героя нашего времени". Причём я сам понял это только тогда, когда его уже написал. И, чтобы затвердить это понимание, закончил рассказ так:

"И, будь я героем нашего времени, или хотя бы героем наших фильмов, я бы, может быть, кинулся бы вслед и загнал бы чьего-нибудь "жигуленка". Но я пошел в свою комнату и лег спать. Во сне жизнь проходит немного быстрее."

20 октября. Ну вот я и на пенсии!

22 октября. Кухня раскулачивания

Прочитал сегодня личному составу красноярской полиции лекцию о раскулачивании. Я её всегда по разному рассказываю, в зависимости от аудитории. В этой аудитории, конечно, логично было рассказать о том, как реализовывался приказ ОГПУ от 2 февраля 1930 г. Кухня изнутри, со стороны исполнителей.

Надеюсь, удалось донести основной тезис - что раскулачивание (по крайней мере 1930-1931 гг) было спецоперацией ОГПУ и проходило на всех этапах либо под прямым управлением сотрудников ОГПУ, либо при их участии. Тема интересная, но поднимается редко. Как-то эти люди, несомненно, ключевые, умудрились остаться в тени, о них мало писали и их роль осталась незамеченной.

23 октября. Oh, Baby!

Продолжаю привыкать к пенсионерской жизни. В ней есть некоторые плюсы. Оказалось, например, что у меня есть сорок лет красноярского трудового стажа, стало быть, я ветеран труда Красноярского края. Это звание - не просто понты, это реальные ништяки, например, скидки по оплате ЖКХ. Мне это начинает нравиться. Всю жизнь ты чего-то государству отдавал, теперь оно, хоть помаленьку, но возвращает.

Менеджеры в пенсионном фонде и соцзащите (кстати, приветливы и работают чётко) очень рады, что меня не надо уговаривать пользоваться специальной пенсионерской банковской картой. И даже не надо объяснять, как ею пользоваться.

А особенно порадовали юмористы из Сбербанка, записавшие мою фамилию так, что я сразу скинул полсотни лет и даже больше (хотя, возможно, года не скинул, а поменял пол).

23 октября.  Первая категория

Andrei Blinushov убедил, что тезисы вчерашней лекции стоило бы как-то опубликовать. По правде говоря, то, что я сейчас напишу, я в том или ином виде писал в блоге, но сейчас проще написать заново, чем разыскивать. Буду, однако, подавать мелкими порциями, так лучше переваривается.

Первая категория.

Дам ещё раз ссылку на приказ ОГПУ. Вот там пишут: "1) Немедленная ликвидация контрреволюционного кулацкого актива, особенно кадров действующих контрреволюционных и повстанческих организаций, группировок и наиболее злостных, махровых одиночек. (Первая категория.)"

Именно немедленная. И, действительно, ещё до массовых выселений, прямо в феврале-марте 1930 начинаются аресты по первой категории. По большей части эти люди были расстреляны или отправлены в лагеря (хотя некоторых отправили к месту ссылки семьи).

Логика тут понятная. Первая категория - это люди, имеющие авторитет в селе, люди способные организовать сопротивление, причём люди вооруженные (впрочем, в сибирских сёлах многие имели хотя бы берданку). Поэтому, если ты затеял массовое выселение с экспроприацией, таких людей надо изолировать заранее, если не хочешь проблем. Это азбука, которую даже объяснять скучно.

Так вот, на первой фазе выполнения спецоперации "раскулачивание" ОГПУ провело зачистку в сёлах и подавило возможность организованного сопротивления. Если бы это не было сделано, не факт, что раскулачивание прошло бы так успешно, как оно прошло. Были, конечно, крестьянские волнения и даже восстания, и даже партизанские отряды, именуемые официозом "банды", но гораздо менее опасные для советской власти.

Однако роль ОГПУ этим далеко не исчерпывалась, но об этом в следующих постах.

25 октября. Три этапа

Продолжаю вчерашние тезисы. Теперь о роли ОГПУ в составлении списков на высылку.

Как-то традиционно считается, что раскулачивание проводилось беднотой. Запоминается, конечно, яркая картина самого момента выселения, когда горлопаны-активисты грабят отчий дом на глазах всей семьи. И вроде как именно беднота и решила выселять и экспроприировать, именно она непосредственно раскулачивание проводила.

На самом деле всё было сильно не так.

Во-первых, основная часть бедноты, наоборот, пыталась защитить раскулачиваемых. Я уже много писал о так называемых письмах одобрения, в которых односельчане писали в райисполком, что такой-то лишен избирательных прав или выслан неправильно, на самом деле он чужой труд не эксплуатировал, помогал бедноте и т.п. Под этими письмами стоят десятки, а иногда и сотни подписей односельчан. И встречаются эти письма не менее чем в половине личных дел раскулаченных. А вот на так называемых собраниях бедноты, с которых начинался процесс раскулачивания, обычно присутствовало десяток-полтора активистов, а нередко и менее десятка. Я видел сотни протоколов таких собраний. Именно эти активисты потом с удовольствием участвовали в выселении. Но это была отнюдь не вся беднота и даже не значительная её часть.

Во-вторых, стоит ещё раз рассказать, как, собственно составлялись списки на раскулачивание. Ведь не спонтанно же это происходило (решила беднота вот этих выселить, да и выселила тут же), а в три этапа, и во всех трёх этапах именно ОГПУ играло руководящую и направляющую роль.

Для начала уполномоченный ОГПУ приезжал в село и проводил собрание бедноты. То есть процесс запускался именно ОГПУ. Повторюсь, было на этом собрании немного народа, но много и не требовалось. Уполномоченный доводил до собравшихся линию партии и предлагал составить списки. Конечно, у него была заготовка - это списки лишенцев, которые, конечно, были очевидными кандидатами на выселение. Но этот список мог и расширяться, тем более что среди активистов было немало желающих свести личные счёты.

Составленный список был как бы "гласом народа", то есть шёл не сверху, а с самых низов. Собрание бедноты просило сельсовет утвердить этот список. Сельсовет через какое-то время проводил заседание (как правило, опять-таки с участием уполномоченного ОГПУ), списки в основном утверждались, но корректировались. Дело в том, что существовали некоторые формальные правила для включения в список на выселение, и сельсовет пытался их соблюдать. Но, как бы то ни было, голос низов оформлялся в решение сельской власти, и отредактированный список с вместе с личными делами кандидатов на выселение уходил в райисполком, где, собственно, и принималось решение.

Но принималось оно не райисполкомом. В исполкоме проверяли соответствие кандидатур формальным правилам, в некоторых случаях возвращали дела на дооформление. А потом на заседании тройки/пятерки по выселению решение принималось окончательно. В состав тройки обычно входил начальник районного ОГПУ, председатель райисполкома и секретарь районного комитета ВКП(б).

То есть, и на этом этапе, как и на двух предыдущих, работа шла под контролем и управлением ОГПУ. Со стороны, однако, казалось (а многим и сейчас кажется), что всё это делала деревенская беднота, сельсоветы и т.п.

Ну, а потом начиналось собственно выселение, но об этом в следующем посте.

25 октября. Эля!

Вот такая штука у меня теперь есть!

25 октября.

Это на самом деле было сегодня, а не 25 сентября. Я умудрился пропустить передачу на ТВК, но есть ведь интернет. Тут в начале о красноярском "Мемориале" и поисковой работе. Хорошо получилось, Наталье Кечиной спасибо. И, кто ещё не видел наш архив, можно посмотреть в этом сюжете (ау, Tatiana Kosinova)

26 октября. Лишен права проживания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Вот как интересно. Жил человек в Красноярске. Его осудили и лишили (внимание!) права проживать в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Он тогда перебрался в Западную Сибирь, в Ачинск, где его избирательных прав, конечно лишили, но уже больше никуда не гоняли.

ВНУКОВ Федор Венедиктович. Род. в 1895 в с. Минино Емельяновской вол. Красноярского округа Енисейской губ. Проживал в г. Красноярске. Грамотный. Рабочий на ПВРЗ. Арестован 16.09.1932 по делу Потапова Н.П. (5 чел.). Обвинение по ст. 58-11 УК РСФСР. Из-под стражи освобожден 04.04.1933 особым совещанием коллегии ОГПУ, лишен права проживания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на 2 года. Проживал в с. Рыбная Рыбинского с/с Ачинского района Ачинского округа. Лишен избирательных прав в 1933 как адмссыльный. Реабилитирован 24.08.1989 прокуратурой КК. (АРУ ФСБ России по Красноярскому краю д. П-16786; Архив г. Ачинска. Ф.295 оп. 1-С. дело 1353)

26 октября. Кто не работает, тот не голосует

Наткнулся вот:

ВОРОШИЛОВ Григорий Петрович. Проживал в г. Ачинск. Лишен избирательных прав в 1928 за отсутствие трудового стажа. (Архив г. Ачинска. Ф.310 оп. 1-С. дело 158)

27 октября. Игрушки для больших и маленьких

А между тем на "Уроках истории" очередная глава из истории повседневности в СССР - об игрушках. Это совершенно новая глава, я её только что написал. В ней я доказываю, что чем игрушек меньше, тем лучше и демонстрирую это на своём примере. Под игрушками понимаются не только детские игрушки, но и вполне взрослые дивайсы - магнитофоны, например. Но ведь это на самом деле, действительно, игрушки.

Кстати не пропустите там ссылку о том, как пятилетний человек сам зарабатывал себе пожарную машину. Ужасная история позднесоветского времени :о)

Уже прочитав материал на сайте, увидел что забыл рассказать ещё об одном дивайсе - телефоне. Вот прикиньте, многолетние владельцы мобильников, насколько дефицитным был не столько сам дивайс, сколько НОМЕР. Номерных ёмкостей катстрофически не хватало. В очереди на телефон стояли годами, бывало, квартиру было получить проще, чем телефонный номер. Какие драмы возникали при обмене квартир, какие проблемы были связаться с семьёй, например, будучи в командировке. По сути, очередь начинала серьёзно двигаться только, если строили новую АТС, а до этого она годами держалась в равновесии: кто-то уезжал и освобождал номер, но его тут же отдавали льготникам или блатным.

Так вот, в советское время нам так и не удалось "достояться" в телефонной очереди. Точнее у тестя телефон был, он был положен ему по службе. Тесть был нефтяник-буровик, его в любой момент могли выдернуть в командировку, ему могли позвонить среди ночи, чтобы получить срочную консультацию, и т.п.

Мы обзавелись телефоном в середине девяностых, когда появились платные номера. Стоили они что-то около шести тысяч рублей, это тогда была довольно большая сумма и на эти номера тоже была очередь, но гораздо меньше чем бесплатная. Мы с компанией "Крис" как раз издали серию моих методичек по Word/Excel/Windows/электронной почте (интернета еще не было как такового), и телефонный номер достался мне в качестве гонорара. Правда, через уплотнитель (на пару с соседом), но зато свой.

Мама получила телефон уже в нулевых годах, по льготной очереди для реабилитированных. До этого у неё год-два был мобильник, который мы ей купили для экстренной связи - вещь по тем временам редкая и дорогая, поэтому пользовалась она им только в случае крайней необходимости. Внуки за это называли её крутой бабушкой.

К слову, сам я до 2005 года всегда говорил, что у меня сотовый будет только по приговору народного суда. Сотовый тогда сопрягался с малиновым пиджаком и мерседесом, на человека, который в автобусе начинал говорить по сотовому, смотрели с изумлением. Ну, и меня телефон доставал на работе так (дёрг! дёрг!), что иметь его в кармане мне даже мысли не приходило. Мне насильно всучили сотовый во время заварухи с памятником Сталину, с тех пор я к нему постепенно привык, но всё равно, когда он звонит в самое неподходящее время (например, когда я на толчке), я говорю этому телефону всё, что о нём думаю, и только потом нажимаю кнопку "ответить".

28 октября. Велик могучим...

Только что услышал: о тех квартирах, в которых установлены счетчики воды, что они ОПРИБОРЕНЫ.

28 октября. Седьмого-восьмого

Вообще-то "указников", в т.ч. и по указу "от седьмого-восьмого" не реабилитируют, увы. Но тем ценнее редкие исключения из правила. Думаю, здесь дело в том, что осудили их внесудебным органом, т.е. особой тройкой.

ГАРМАНОВ Александр Васильевич. Род. в 1899. Уроженец и житель д. Селедково Назаровской вол. Ачинского уезда Енисейской губ. Работал в колхозе "Новый быт". Арестован 10.11.1933. Обвинение по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 07.08.1932. Осужден 19.02.1934 особой тройкой ПП ОГПУ ЗСК на 3 года ИТЛ. Реабилитирован 14.09.1989 прокуратурой КК. (П-17029).

ГАРМАНОВ Георгий Иванович. Род. в 1898. Уроженец и житель д. Селедково Назаровской вол. Ачинского уезда Енисейской губ. Работал в колхозе "Новый быт". Арестован 10.11.1933. Обвинение по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 07.08.1932. Осужден 19.02.1934 особой тройкой ПП ОГПУ ЗСК на 3 года ИТЛ. Реабилитирован 14.09.1989 прокуратурой КК. (П-17029).

29 октября. Районщики

Завтра в с. Ермаковское будут презентовать четвёртый том районной книги памяти жертв политических репрессий. А мы почти завершили выкладку этого тома на наш сайт. По всей видимости, в выходные оставшиеся статьи книги будут опубликованы.

Том этот, в отличие от трёх предыдущих, которые больше чем наполовину состояли из районных списков, выбранных из краевой книги памяти, полностью состоит из очерков о репрессированных. Этим, кстати, всегда были ценны районные газеты - в отличие от краевых, которые вспоминают о репрессиях в лучшем случае в октябре, "районки" постоянно публикуют материалы о "своих" репрессированных, и потому служат для нас неисчерпаемым источником сведений, а главное фотографий. Вот и в четвёртом томе множество фотографий "вынуты" из текста и пополнили наш мемориальский архив. Жаль, что многие из них не дошли до нас, когда готовились предыдущие 11 томов книги памяти - они бы туда попали. Но лучше поздно, чем никогда, они попадут на сайт.

И, опять-таки, когда 30 октября по всей стране идут "мероприятия", об этих "районщиках" забывают. А они - к "празднику" ли, не к "празднику" ли, делают своё дело - собирают по крупицам сведения, ставят скромные памятники, часто на свои деньги, издают мизерным тиражом районные книги памяти.

Ну вот, для примера, первый том книги памяти Саянского района  и второй, а также первые три тома Ермаковского: http://memorial.krsk.ru/memuar/Ermakovskoe/0.htm, http://memorial.krsk.ru/memuar/Ermakovskoe/2/0.htm, http://memorial.krsk.ru/memuar/Ermakovskoe/3/0.htm

Или гигантский архив Освальда Егоровича Богданова из Камалы. Или Мартиролог Минусинского региона Или Мартиролог Каратузского района (http://kravchenkoryslan.narod.ru/histori/martirolog.html). Или енисейский сборник, созданный под руководством Ирины Моисеевой

Или фантастическая работа Надежды Лактионовой из Бирилюссов (ссылки см. тут):
•Административные переселенцы (кулаки) 1928-1935 гг. Бирилюсский район◦Основной список
◦Смерть, заявленная НКВД
◦Спецпереселенцы, до сих пор проживающие в Сопке (ноябрь 1999 года)
◦Спецпереселенцы, призванные на фронт
•Административные переселенцы (кулаки, лишенцы) 1937-1953г.г. Бирилюсский район
•Поволжские немцы. Бирилюсский район.◦Поволжские немцы. Бирилюсский район
◦Немцы, призванные на фронт. Бирилюсский район
◦Поволжские немцы. Бирилюсский район. Доп. список
•Бирилюсский район. Спецпереселенцы. Сопка. Репрессии 1933 г.
•Бирилюсский район. Финны, латыши, литовцы, эстонцы, евреи, поляки
•Бирилюсский район. Административные переселенцы (кулаки) 1928-1935 гг. Репрессии послевоенных лет Тетрадь 1
•Бирилюсский район. Административные переселенцы (кулаки) 1928-1935 гг. Репрессии послевоенных лет Тетрадь 2

Это ещё не мне известные все энтузиасты, а есть, наверное, и мне неизвестные. Я им хочу сказать спасибо.

31 октября. Истина где-то тут

ДУХОВНЫЙ Давыд Яковлевич. Проживал в г. Ачинск. Лишен избирательных прав в 1927 как административновысланный. (Архив г. Ачинска. Ф.310 оп. 1-С. дело 957а)

 


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2014