Блог 2016

Июль

2 июля 2016 г.

Чому я не сокiл?

3 июля 2016 г.

Опять дедушко куда-то попёрся.

3 июля 2016 г.

Надвигаиццо

3 июля 2016 г.

С летней резиной поторопились.

3 июля 2016 г.

Ох, да ни хрена себе

3 июля 2016 г.

Удавись, Мизулина!

4 июля 2016 г.

Люблю такие пейзажи

4 июля 2016 г.

Мне говорили в феврале, что на Козинском виадуке сделали второй путь. Я не поверил. А он, действительно, есть. Хотя несколько лет назад им даже не пахло, лень искать фото 2010, что ли, года..

4 июля 2016 г.

Козинский виадук. Ну, так, для понимания масштаба. шестьдесят метров, не хухры-мухры.

4 июля 2016 г.

Экспедиция началась.

4 июля 2016 г.

Каратузский нейминг. Хотя, кажется, я это где-то уже видел.

Готовят, кстати, вполне съедобно.

4 июля 2016 г.

В последние дни пребывания в Ермаковском мне парное молоко в глотку уже не лезло. Думал, завязал - если не совсем, то надолго. Ан нет. Принесли сейчас каратузского, только что подоенного - и задрожали руки наркомана. Ну, держись, санузел..

5 июля 2016 г.

Пробую публиковать готовые интервью прямо в день взятия (ну, почти).
Поехали!

5 июля 2016 г.

Ещё одно интервью - и баиньки. Завтра будет больше.

5 июля 2016 г.

Моторский марафон.
Рассказали сегодня. Одна девочка тринадцати лет жила в Верхнем Кужебаре. Дело было ещё до войны. Телефона там не было, лошади были все заняты, а надо было регулярно передавать сельхозсводку в Моторское. Почему именно в Моторское, не знаю, может, там был телефон, например. И эта девочка регулярно туда бегала. Босиком, потому что так было удобнее. Добежит, передаст сводку, отдохнёт и бежит обратно. А расстояние там, к слову, сорок км с гаком. Вот такие девочки водились в Каратузском районе.
Кстати, а что там случилось с римским гонцом на такой же дистанции?

5 июля 2016 г.

В районном архиве работал сегодня со списками депортированных немцев. Их же развозили по сельсоветам, сельсоветы отчитывались. Так вот, во всей переписке немцы проходили не как высланные, а как эвакуированные из прифронтовой полосы. Изящно, особенно если учесть, что они были под комендатурой.

6 июля 2016 г.

Экспедиция продолжается

6 июля 2016 г.

Ещё одно интервью

6 июля 2016 г.

Не все респонденты одинаково разговорчивы.

7 июля 2016 г.

Каратузский районный архив, ф. 511, оп. 1, д.5

Рукописная газета Каратузского волкома ВКП (б) и волисполкома. 1924 г. В деле есть несколько номеров, штук десять. Тираж не указан, но думаю, это было что-то вроде стенгазеты - не переписывали же они её для каждого подписчика....

7 июля 2016 г.

Съездили сегодня в Верхний Суэтук посмотреть национальный эстонский праздник Янов день.

Деревня понравилась очень. Не столько сама деревня (она в целом обыкновенная), сколько место, где она стоит - на двух взгорочках, посередине пруд (правда, зацветший напрочь).

Больше всего понравилось кладбище. Оно ухоженное, чистенькое, любо-дорого посмотреть. И там стоит один из первых памятников жертвам политических репрессий в крае - он установлен ещё при СССР, в 1990 году на деньги жителей.

К слову, кладбище - единственное место в Верхнем Суэтуке, где ловится мобильная связь. Вижу здесь какое-то логическое несоответствие, но объяснить не могу.

Опросили нескольких респондентов (но выложу завтра, сегодня уже нет сил и времени расшифровывать), и по приезду в Красноярск буду высылать книги памяти детям тех, кто упомянут на том самом памятнике.

А вот вместо этнического праздника увидели обычное официозное мероприятие, на котором вручали грамоты, произносили казённые речи и пели лирически-патриотические песни под минуса, хотя тут же стоял и бездействовал духовой оркестр. Мы посидели-посидели, поняли, что до этнической части и языческого праздника не доживём (если он вообще будет) и подались обратно в Каратуз.

Но есть и приятная сторона - очень душевно поговорили с пастором местной лютеранской церкви (которой, к слову сотня лет с гаком). Я даже спел со всеми одну молитву, положенную на музыку "Ода радости" - хотя никогда нигде не пою, даже пьяным, а трезвым тем более. Но тут вот спел как смог, тем более что она была на русском языке, очень понятная. А потом, когда пастор узнал, кто мы вообще такие, оказалось, что он давний и преданный читатель нашего сайта. Особенно ему понравились наши последние каратузские интервью. Вот это была приятная неожиданность - когда заезжаешь чёрт знает куда, в деревню, и там местный пастор говорит тебе спасибо за сайт.

Всё. Пошёл спать.

7 июля 2016 г.

События нагоняют друг друга. Когда-то, уже не помню когда, давал интервью, оно сейчас вышло на о-о-о-очень симпатичном сайте "Личное дело каждого".

8 июля 2016 г.

Интервью в очереди уже навалилось выше крыши, но выкладываю только три, покороче и с минимумом фотографий. Свои интервью не успеваю даже и расшифровывать. Ну, спать же ещё надо, хотя бы иногда...

8 июля 2016 г.

Тут этих Швабенландов даже не один клан, а несколько. И мы в них уже начинаем путаться, кто кому родственник, а кто кому - нет.

8 июля 2016 г.

Обычно считается, что чем старше человек, тем больше он сможет рассказать. Однако это не всегда так.

8 июля 2016 г.

Жуткая жара, напряжённый график - позволил себе по окончании выездной работы кружку холодного пива в палатке. Продавщица - совсем юная, очень симпатичная девушка, подрабатывает на каникулах. Разговорились. Она, узнав, откуда я, сообщила, что у неё прадед репрессирован и, кажется, даже отбывал в Норильлаге. Причём, похоже, речь идёт о довольно редком случае - немец-специалист, прибыл по приглашению на завод, арестован как немецкий шпион, видимо, по немецкой операции 1937 г. В общем, взял с неё обещание всё выяснить и написать работу на конкурс "Человек в истории. Россия - ХХ век".

Кроме того, оказалось, что она хотела стать космонавтом, но здоровье не позволит, поэтому она собирается учиться на астрофизика. Тут я и вовсе обалдел. Я в её возрасте тоже хотел стать космонавтом, а потом по состоянию здоровья решил податься в астрофизики. В моё время это было естественно - космос в шестидесятые был больше чем мейнстримом. Кто только не хотел в шестидесятые стать космонавтом! Ну, или, на худой конец, астрофизиком. Но, по правде сказать, впервые вижу юного человека дветыщидесятых, желающего стать космонавтом. Чесслово. Ну вот ей хочется ступать на неизведанные планеты и всякое такое.

Тут мы, конечно, славно поговорили за астрофизику, о чёрных дырах и белых карликах, о квазарах и пульсарах, о телескопах и радиотелескопах (хотя я, конечно, лажанулся и спутал Леониды с Персеидами - а ведь в её возрасте знал не только метеорные потоки, но и все созвездия не только северного, но и южного полушария). Чистая славная девушка, очень наивная, и мне страшно было, потому что я-то знал, что будет потом. Я пошёл в гостиницу, моля Бога о том, чтобы у неё всё сбылось, а для начала - хотя бы чтобы она работала только в первую смену, когда в пивточку забредают только сомлевшие от жары дедки, в детстве бредившие астрофизикой. Потому что вечером там совсем другой контингент.

И, да, я понимаю её как никто другой - почему именно космос и астрофизика. Потому что это совсем не то, что тебя тут окружает, будь то Каратузское или Кошурниково. Вот днём тут всё это самое, а вечером выйдешь к кошурниковскому обрыву, задерёшь голову и ощутишь себя не жителем посёлка на окраине цивилизации, а полноправной частью Вселенной. Впрочем, об этом я давным-давно написал, когда мне было примерно столько лет, сколько этой девушке:

"Если уж говорить о блаженном уединении, оно бывает после провожания. Растечётся народ по домам, погаснут огни, А Витька будет стоять где-нибудь у обрыва, задрав голову, и созерцание морозной выси вызовет в нём тихий восторг, и затолпятся в голове всякие странные мысли, и вольно им в этой необъятной Вселенной, и хочется вгрызаться, познавать, творить, сморозить что-нибудь такое, чтоб весь мир ахнул: как же это, никто не заметил, а Витька Абросимов усёк. Ну и жук же этот Витька Абросимов, ну и сукин сын!"

Эх..

8 июля 2016 г.

Экспедиция продолжается.
Яну Яновичу по приезду в Красноярск надо будет выслать книгу памяти на А-Б, где есть его отец.

8 июля 2016 г.

Экспедиция продолжается. Точнее, заканчивается. Завтра работаем последний день.

8 июля 2016 г.

Ещё один член клана Швабенландов. А выложена едва четверть имеющихся интервью. Остальное, похоже, дома придётся выкладывать. Да ещё и нерасшифрованные есть... Поработали на славу, в общем.

9 июля 2016 г.

Обрабатываю помаленьку материалы. Вот был у бабушки позавчера, нашёл на нашем сайте сведения об её отце.

НЕМКОВ Кузьма Михайлович. Род. в 1899. Уроженец и житель с. Моторское Сагайской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Русский, малограмотный. Из крестьян. Работал в колхозе "Красный путь". Арестован 20.12.1937. Обвинение в КРА. Приговорен 28.12.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 02.01.1938 в г. Минусинске. Реабилитирован 22.09.1962 Красноярским крайсудом (П-13559).

Из справки видно, что "следствие" длилось всего неделю. От ареста до расстрела прошло 13 дней. Явно план по лимитам недовыполнили, добирали в декабре срочным ускоренным порядком.

9 июля 2016 г.

Ну ладно. Я на прощальный банкет. А вы держитесь там.

9 июля 2016 г.

И вот ещё вогонку пульну

11 июля 2016 г.

Ермаковский районный архив ф. Р-31 оп. 1а д.72

Смотрящий за общаком вмешался.

11 июля 2016 г.

Интервью с родственниками арестованных - самые короткие. Там разбежаться негде. Но официальные строки из книги памяти вдруг обретают объём.

11 июля 2016 г.

А вот это - тоже интервью, взятое на прошлой неделе в Каратузском. Но наша Сибил уже успела перевести его на немецкий. Прямо на ходу подмётки рвёт.

12 июля 2016 г.

В 1930 г. крестьян при раскулачивании относили к одной из трёх категорий. по первой - арестовывали главу (и, возможно, других мужчин), а семью высылали за пределы района; по второй - семью высылали вместе с главой за пределы района, а по третьей - либо просто отбирали имущество, либо отправляли в "кулацкие посёлки" внутри района.

Если спецпосёлки для выселенных по 1-2 категориям достаточно изучены, поскольку находились в ведении ОГПУ, то районные "кулацкие посёлки" находились в ведении райисполкомов. Вот натолкнулся на временное положение о таких посёлках. Историкам будет интересно, а может и не историкам тоже.

Ермаковский районный архив. ф 13, оп. 3, д 14.

13 июля 2016 г.

Санпросвет

14 июля 2016 г.

В этом году в Вороковку не попал, хотя пару дней успел бы там провести. Но накатался уже по самое не могу, неохота даже из дома выходить, не то что ехать куда-то. А Ирина Моисеева работает там, ждем интервью.

19 июля 2016 г.

В общем, всё как в анекдоте: жене сказал, что пошёл к друзьям, друзьям сказал, что пошёл любовнице, а любовнице сказал, что жена не пускает. А сам забился в угол и черчу, черчу...

Неделя затворничества - и вот список лишенцев по Большемуртинскому району. Большемуртинцы, смотрите, пишите о косяках.

20 июля 2016 г.

К слову, я нынешнюю ситуацию в России так и понимаю, по Тоффлеру - как цивилизационное противостояние, а не просто как политическое.

21 июля 2016 г.

Вот мне за вчерашний пост навставляли. И не цивилизационное, и не противостояние, и ваще. Попробую иначе сказать.

То, чем кипит фейсбук - Путин, Кадыров, Единая Россия, Яровая, Немцов, Восток-Запад, Яблоко, Парнас, Украина, Грузия и далее по списку - просто мелкие паззлы, часто вообще из другой картинки. Дело не в политике, и даже не в геополитике. И даже не в экономике. Или, точнее, не только и не столько в них. Ключевая вещь - та самая Третья волна, которая в конечном счёте снесёт всё, что пытается ей сопротивляться. И уже сносит. Если смотреть с этой точки зрения, многие нынешние конфликты видятся иначе. И, очевидно, у России в её нынешнем виде шансов нет. Дело не только и не столько в Путине и не в ЕР, а в том, что не менее половины жителей - за Сталина. Я сейчас даже не о том, что он тиран и палач, а о том, что вертикальная модель управления, которая столь люба нашим гражданам - из той самой Второй волны, которая уже обречена, вместе с этими самым гражданами.

Я, еслифчо, не фанат Тоффлера. Я вообще никого не фанат. Но Тоффлера (и не только эту книгу) прочитал давно, как только он у нас на русском вышел. И не нашёл к чему придраться, всё пишет правильно. Оказывается, я, сам того не зная, был проводником Третьей волны - и с компьютерными курсами для пользователей в восьмидесятых, и с интернетом в девяностых.

Мог бы и больше написать, но кто ж в наше время больше трёх абзацев читает...

21 июля 2016 г.

Наши люди никогда инструкции не читают. Слабоумие и отвага, главное ввязаться, там посмотрим, и всякое такое.

В общем, в прошлом году обработал я фонд лишенцев сгоревшего Емельяновского архива - 44 дела. Управился, понятное дело, за полдня. А вчера весь день отважно шерстил нашу базу, по раскулаченным в Емельяновском районе набрал ещё двести семей.

А сегодня удосужился заглянуть в Википедию - Емельяновский район был образован вообще в 1936 году, а до того это был (внимание!) Красноярский район. То есть на букву К, а значит, не в 14 том, и заниматься я этими лишенцами буду в следующем году, а то и позже. Скорбный труд не пропадёт, конечно, но день я потерял. А тут уже не только день, но и час важен.

21 июля 2016 г.

Файрволл.
Третья волна не пройдёт!

21 июля 2016 г.

Вот тут народ спрашивает в каментах про третью волну - а что делать-то? (Уже хорошо, что не спрашивает - кто виноват). Ответ прост, уложусь не только в один абзац, а вообще в одно предложение:

становиться свободным человеком

Вот и всё. Это универсальный ключ ко всем проблемам.
Если вы адепт Третьей волны - так Третья волна нуждается именно в свободных людях.
Если вы решили освободить других - так несвободные люди никого освободить не смогут. Раз уж себя не смогли.
Ну и так далее. Свобода - она внутри, а не снаружи.

Слишком общо? А конкретика будет появляться по мере освобождения. Чё уж вы там, будучи свободными, придумаете, то и делайте.

Опять, блин, больше трёх абзацев получилось. Умолкаю, умолкаю, умолкаю... (с).

21 июля 2016 г.

Конечно же, спросили меня, а кто такой свободный человек? Это очень просто: свободный человек - это не тот, который делает что хочет, а тот, которого нельзя принудить делать то, что он считает неприемлемым. Понятно, что тут не ноль-один, а некая шкала. Но и свобода - это скорее процесс, чем состояние.

Во! Наконец-то уложился в один абзац. Свободен, свободен, наконец, свободен! (с)

21 июля 2016 г.

Смешно, но ровно такую же штуку я видел летом 1974 года в Удачном. Понятное дело, фотографировать её мне было нечем, но я её хорошо запомнил. Что характерно, она двигалась против ветра. Меня потом уфологи всякими анкетами замордовали.

22 июля 2016 г.

Списки лишенцев - административноссыльных в Енисейске на 1934 г. Под номером 68 - Николай Эрдман.
Архив города Енисейска, ф. Р-27, оп.3, д. 1

23 июля 2016 г. ·

Тут в посте у Любовь Катеренюк обсуждают сало. Вкусно обсуждают, А мне вспомнился мой пост пятнадцатилетней давности, когда ещё были интернет-академики и интернет-премии, суши назывались суси, в Красноярске ими и не пахло и, чтобы их попробовать, приходилось ехать в Москву.

"Суси, действительно, оказались вкусной штукой, хотя, для того, чтобы оценить их в полной мере, надо, наверное, родиться японцем. Потому что (и в этом авторы сайта абсолютно правы), суси – это не еда, а культура и философия. Чтобы ей проникнуться, недостаточно посидеть часик в суси-баре, даже и медитируя под японскую музыку.

Кстати, движимый дурацкой привычкой все модифицировать, я стал думать, как можно было бы модифицировать суси. Ну, положим, со свежими морепродуктами у нас в Красноярске напряженка. А вот если вместо этой... как ее... лакендры... положить сверху ломтик сальца... такого это... розового, с прослоечками... из морозильника прямо... и чуть края подтаяли... однако, ничуть было бы не хуже! А тогда и рисовую калабашку тоже можно заменить на кусочек хлеба. Свежего... духмяного... мяконького-мяконького... с поджаристой корочкой... И, так это, без всяких палочек и соусов, прямо в рот... м-м-м-м-... ух... ну ничем не хуже, а? И, кстати, зачем все это делать размером с большой палец? Даешь суси размером с ладонь! И фиг ли там пиво «Асахи»: наши отечественные суси лучше пойдут под водочку. Ледяную... в запотевшей рюмочке... а-а-а... ух! М-м-м-м! Ну что, скажете, только у японцев есть культура с философией? Да, кстати, мы и духом близки – вот почитайте танки сибирско-японского поэта Ле Вчен Ко!"

24 июля 2016 г.

Оказывается, книге "Пикник на обочине" сорок пять лет. Я помню свои ощущения, читал где-то в середине семидесятых. Хотя, по правде говоря, фильм Тарковского запал в душу гораздо сильнее. Тоже хорошо помню, как смотрел его в "Луче" в малом зале, практически пустом - первый раз, когда ничего не понял, потому что ожидал другого, потом ещё раз и ещё раз - пока не врубился.

Но сейчас не об этом. Извилисты пути сознания - я вдруг вспомнил, что интернет-журнал "Сталкер", широко известный в узких интернетовских кругах на заре красноярского интернета (1998-2001), никуда не делся, только переехал с адреса на интернет.ру на "домашний", красноярский, и лежит там себе в целости и сохранности. Вдруг кому-то захочется полистать, как там было, на этой самой заре - велкам!

26 июля 2016 г.

В двадцатых и начале тридцатых годов была "модна" мера наказания "минус". Т.е. человек мог жить где угодно, за минусом нескольких городов.

Это факт общеизвестный, но вот как это реализовалось там, где он поселялся-таки. Он вставал на учёт в районном ОГПУ, а ОГПУ передавали списки "минусованных" в избирательные комиссии райисполкомов, чтобы исключить их из числа избирателей. Часть такого списка вы сейчас и видите. Там в основном "минус шесть" на три года. (Архив города Енисейска, ф. Р-27, оп.3, д. 7, л. 2)

К слову, в Енисейском районе было какое-то аномальное количество административных и политических ссыльных. Ни в одном районе такого не видел. Список уже ушёл за три тыщи человек, а работать с ним ещё минимум неделю.Фокус в том, что среди этих трёх тыщ лишенцев - собственно раскулаченных, которые нужны для книги памяти, всего три-четыре сотни. Енисейский район не так густо населён и настолько сельскохозяйственен, как южные районы края. В него высылали много, а из него - мало. Куда уж дальше-то?

27 июля 2016 г. ·

Я уже месяца два как свалил из ЖЖ, а там всё ещё мусолят мои посты про индивидуальное налогообложение крестьян. Я бы и не знал, но мне ж это всё в почту валится.

Так вот, есть там один забавный момент. Один товарищ (не в том смысле товарищ, что он мне товарищ, он даже и не френд, - а в том смысле товарищ, что красный) уже четвёртый месяц постит гневные филиппики в мой адрес - что я скрыл от общественности результат обращения "кулака" Мельникова в крайсполком и тем самым фальсифицировал всю эту историю.

Сейчас вам будет небольшой тест, но сначала вкратце напомню канву - Мельников с ещё несколькими мужиками построили на льду временную мельницу, на которой мололи "для сэбэ", своё зерно.На сторону не мололи, это важно. А Мельникова поставили при этой мельничке - может, он лучше разбирался в мельничном деле, а может, просто из-за фамилии.

Тут приехал не вполне трезвый фининспектор и написал акт, что Мельников является владельцем этой мельницы и извлекает из неё нетрудовые доходы. Мельникова тут же лишили избирательных прав и обложили его индивидуальным налогом. Раньше у него ЕСХН считался с дохода 300 руб, а теперь стал считаться с 900 руб, плюс всякие кратки - и вышло ему налога пять с лишним тысяч. Он их, конечно, уплатить не смог, имущество у него конфисковали и продали, а он с самого 1933 года, когда всё это произошло, жаловался во все инстанции и вот дошёл до красноярского крайисполкома, и просит вернуть ему хотя бы избирательные права (про имущество уже и не заикается).

Собственно, меня обвиняют в том, что это письмо Мельникова в крайисполком я опубликовал, а ответ крайисполкома - нет. Потому что, по мнению товарища, крайисполком во всём разобрался и постановил Мельникову вернуть избирательные права и конфискованное имущество. А я этот ответ скрыл, поскольку он мне невыгоден, и тем самым фальсифицировал историю. И вот он четыре месяца гневно вопрошает: почему же я не пишу о том, что было с Мельниковым дальше, после письма в крайисполком? Или мне это неинтересно?

Я уже четыре месяца ухмыляюсь в то, что у меня называется усами, но в спор не вступаю. Есть у меня такой принцип - с дураками не спорить.

А теперь, внимание, вопрос. Чего это я четыре месяца ухмыляюсь? Ответ в первой странице письма Мельникова, того самого, вокруг которого четыре месяца идёт сыр-бор.

И, да, особо продвинутые могут обратить внимание на год, в котором написано письмо. Там есть дополнительные нюансы.

28 июля 2016 г.

И в завершение о судьбе Мельникова. Там всё не просто, а очень просто - для людей, которые в теме и умеют читать документы. Поэтому я и ухмылялся в то, что у меня называется усами, читая, что я что-то там скрыл или фальсифицировал.

Итак, крайисполком отказал Тимофею Мельникову в его просьбе об исключении из списков лишенцев. Имеется ссылка на некий документ от 18 сентября 1936 г. за номером 1543 (нумерация, очевидно, крайкомовская). Эта резолюция начертана прямо на первой странице заявления Мельникова, её трудно не заметить.

Следующей инстанцией за крайисполкомом мог бы быть Калинин. Или Сталин. Теоретически Мельников мог написать жалобу Калинину. Но эта жалоба не имела бы никакого значения и в дело Мельникова попасть не могла. Причина этого тоже проста: 5 декабря 1936 г. была принята новая конституция СССР, в которой было введено всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Насколько это право было всеобщим и равным - отдельная тема, но для нас главное то, что лишенные избирательных прав эти права опять получили. Не в результате пересмотра их дел, а автоматически, вне зависимости от того, правильно или неправильно их лишили ранее.

Одно из следствий этого: документы в делах лишенцев датируются до 1936 года включительно. Потому что после 1936 года эти дела перестали пополняться, из них образовали архивные фонды лишенных избирательных прав. То есть, эти дела просто сдали в архив. Тема была закрыта. Так что никаких документов о дальнейшей судьбе Мельникова после решения крайисполкома, в его деле лишенца нет и быть не могло, и я при всём желании не смог бы утаить то, чего и так нету.

Тем не менее о судьбе Мельникова после 1936 года кое-что можно сказать. Она сложилась относительно хорошо. Избирательные права он получил обратно. Имущество ему вряд ли вернули, но спасибо, что живой. Не выслали, не арестовали. В наших книгах памяти арестованных по 58 статье он не значится, значит, уцелел. Но и в книгу памяти по раскулаченным он тоже не попадёт - имущество было не экспроприировано, а конфисковано за неуплату налогов, то есть по закону о реабилитации он репрессированным не считается.

Такие дела.

31 июля 2016 г. ·

Ты увидишь, ты услышишь, как хреновый барабанщик
В руки палочки кленовые берёт..
.

Полгода не получалось побарабанить, с самых январских каникул - то я в какой-нибудь район упёрся, то в Доме техники в выходные мероприятия. Опять всё нафиг забыл и опять начал с нуля - как палочки держать, как ударять и как вообще сидеть. Если два раза в год упражняться, прогресса не будет.


Опубликовано:   Facebook
© Алексей Бабий 2016