Блог 2014

Апрель

5 апреля. От минус 30 до плюс 20

Я вчера покончил с Боготолом. Это, конечно, не Ачинск, где я прожил четыре месяца, но тоже не хухры-мухры, в общей сложности больше месяца. Приехал я туда в минус тридцать и работал с документами, сняв только шапку и перчатки, а три последних дня работал в одной рубашке.

Эту неделю работал очень жёстко - 200 дел в день плюс списки, с 8 утра до 23 вечера. Два перерыва по двадцать минут для принятия пищи, это же время - на интернет. Так что - если кому не ответил, не отозвался в чате и всякое такое - звиняйте. И хватало меня разве что на редкие перепосты, читать было некогда, не то то писать. Зато на руках - список на 1700 семей лишенцев, из которых больше половины были высланы за пределы района. Боготольский район как-то очень жёстко в этом смысле поработал - даже те, кого раскулачивали по третьей категории, потом оказались на спецпоселении.

И, к слову, в Боготоле самая идеальная организация фонда лишенцев. Имеются ВСЕ возможные списки - и лишенцев (как районные, так и сельсоветские), и протоколы тройки по выселению, и даже документы по выселению 32-35х годов. Но самый шик, конечно - здоровенный отдельный список лишенцев с полным посемейным составом, включая младенцев. Такого я ещё не видел ни в одном фонде по лишенцам. Я убил на вбивание этого списка в компьютер кучу времени, зато не пришлось потом выколупывать эти сведения из личных дел, сельсоветских протоколов и т.п.

Однако, напомню - в 1930-м -1934 годах Тюхтетского района не было. Он входил в Боготольский. Так что, для завершения боготольского списка надо обработать 400 тюхтетских дел. Рассчитываю сделать это за следующую неделю. Ну-ну, на Боготол я тоже закладывал две недели. А просидел больше месяца. Но не теряйте меня, еслифчо (с). К концу апреля вернусь..

6 апреля. Окно в Европу

Это я разбирал в офисе всякие диски, наткнулся на давнишний норильский диск, не то "Всё о Таймыре", не то "Большой Норильск"

Вот ещё оттуда же. Кто был - не забудет :о).

6 апреля. Комплект документов на лишенца

Вот ценная бумага попалась в Боготольском архиве (ф. 1, оп. 1-с, ед хр. 502). Напомню - порядок при раскулачивании был такой: приезжает в село уполномоченный из района, с его участием проводится собрание группы бедноты, которое намечает список кандидатов на лишение избирательных прав и/или высылку и просит сельсовет утвердить этот список. Сельсовет список утверждает, полностью или частично, и высылает в район уже не только список, но и некий набор документов по будущему лишенцу.. Вот в указивке из района как раз и перечислены эти документы. Если каких-то документов не хватает, райисполком может завернуть дело "на дооформление".

Некоторые крестьяне так и оставались "недолишенцами" - на уровне сельсовета их утвердили, а "район" не подтвердил - сельсовет "недооформил". В сельсоветских списках они значатся, а в районных - нет. С ними приходится внимательно смотреть включать их в окончательные списки или нет.

6 апреля. Награждается зеркалом, куском туалетного мыла и теплой рубашкой

На ходу сфотал в каком-то деле лишенца, архивную ссылку, увы, не записал - некогда было.

6 апреля. Щастье привалило

А вот слабО депутатам Мосгордумы - в Сибирь на низовую работу? С таким же счастьем на лице? Пока слабО. Но пошлют - поедут и счастье на лице изобразят.

Фото из газеты 1934, что ли года, которая служила обложкой дела лишенного избирательных прав. Сфотал между делом.

6 апреля. Дауншифтинг по-советски: из предводителей дворянства - в крестьяне.


(Боготольский районный архив, ф. 1, оп. 1-с, ед хр. 502).

6 апреля. Протокол тройки по выселению кулаков

В Боготольском районе протокол тройки по выселению кулаков выглядел вот так (в других районах - иначе, т.е. единой формы не было). В тройку входили председатель райисполкома, начальник районного ОГПУ и секретарь районной организации ВКП(б).


(Боготольский районный архив, ф. 1, оп. 1-с, ед хр. 6128).

7 апреля. Тюхтет

Тюхтет - чудное место. В гостиничке на два номера живу один (даже администратор ушла домой), со всеми удобствами кроме телевизора (и слава Богу). Гостиница - бывшая изба, без особого редизайна, только с санузлом. Я ощущаю себя Сашей Приваловым, приехавшим в НИИЧАВО.

Даже Ленин тут не указывает куда-то вдаль, а с кем-то хочет поздороваться, или даже приобнять. И глаза добрые-добрые (с).

Одно плохо - здесь все работают до четырёх часов. С восьми, но до четырёх. И что мне делать потом? Пива столько мне не выпить. Буду отсыпаться...

12 апреля. Дело делу рознь

Выспаться в Тюхтете не получилось. Получилось наоборот - три дня работы с 8 утра до 11 вечера. И - личный рекорд: 420 дел за три дня. Казалось бы, не рекорд, поскольку в Боготоле в последнюю неделю было по 200 дел в день. Но дело делу рознь - одно дело личное дело (о, каламбур!), и другое - списки. Одна папка со списками может потянуть на неделю работы.

Дальнейшее будет интересно угорелым мемориальцам, архивистам и историкам. Ну, если кто ещё захочет - велкам тоже.

Так вот. Как там это историки называют - обзор источников, что ли.

Для составления книги памяти наиболее информативный источник - это вовсе не личные дела лишенцев, а протоколы тройки (пятерки) по выселению кулачества.

Личные дела, как правило, тощие и фрагментарные, нередко не содержат даже посемейного списка, а сведения о выселении или экспроприации встречаются там нечасто. Даже если дело пухлое, оно может состоять из переписки лишенца со всяческими инстанциями, справок и т.л. Это очень интересный материал для историка или публициста, однако ценность его для составления списка ничтожна. К тому же это, как правило, нечитаемые тексты, написанные карандашом на серой грубой бумаге, или прямо на каких-то бланках или даже на газете.

Протоколы же тройки гораздо информативнее и более читаемые. Они напечатаны на машинке. Они, уже по смыслу своему, подтверждают самый главный признак включения в книгу памяти - факт выселения и год выселения. Там нередко приводится полный посемейный список (хотя, увы, нередко же - в виде "7 чел", или без имени: "жена 29 лет, сын 5 лет, дочь 3 года)", с указанием родства. ФИО главы семьи там обычно именно ФИО, А не ФИ. И там нередко указывается не только сельсовет, но и деревня. Поэтому начинать следует именно с протоколов троек. На каждую такую папку уходит несколько дней, а нередко и неделя-полторы, зато это - костяк списка, причём весьма достоверный.

Потом следует прошерстить все списки лишенцев, начиная с районных. Почему с районных - потому что мало ли что там решат на собрании бедноты или даже в сельсовете. Пока район не утвердил, человек прав не лишается. В этих списках откапываются недостающие детали: года рождения, отчества, и т.п. В списках, увы, как правило, только совершеннолетние и родство не всегда можно понять (например, дочь или невестка, сын или внук). Эти списки также берут много времени, в основном из-за того, что повторяются за разные годы, и одного человека будешь проверять раз за разом. Зато из них, особенно поздних, за 1933-35 гг видно, что случилось с семьёй: есть пометки "высланы", "сбежали неизвестно куда", "Экспроприирован" и т.п. И это важное подспорье: протоколы троек по выселению сохранились не полностью, и к тому же в 1934-35 гг их не было вовсе (я, во-всяком случае, не встречал), а выселения продолжались (к слову, в 1934-36 гг, особенно для твердозаданцев, уже лишением прав не заморачивались, а прямо объявляли хозяйство кулацким и высылали).

И только потом наступает очередь личных дел. С ними всё происходит очень быстро: если из предыдущих дел уже известно, что семья раскулачена (в т.ч. по 3 категории), стоит искать только посемейный список, чтобы сверить его с имеющимся. А если не известно, тогда дело смотрится внимательно: там может обнаружиться название деревни (в списках, как правило, указывается только сельсовет), выписка из протокола тройки (которой почему-то нет в общей папке с протоколами), письмо "из-под комендатуры", акт изъятия имущества, или ещё что-то, что говорит, что это не просто лишенец, а раскулаченный.

Вот как-то так, в общих чертах. Если интересно, могу потом, отдельно, рассказать о всяческих "хитрушках", которые позволяют увеличить скорость работы (например, грамотное использование Word-овского поиска). Но пост и так слишком длинный - если вы читаете эту строку, то вы герой и молодец, а пока что сказочке конец.

12 апреля. Тюхтет-2

О том, что выспаться не удалось, я уже сказал. Но и пожить в одиночестве - тоже. Несколько дней в гостинице жили бедолаги из Пасечного и Чиндата. О Пасечном я уже писал в посте "На краю края земли", повторяться не буду. В общем, от Тюхтета дотуда - сто километров непролазной грязи. Зимой, или летом, если с неделю не было дождя, туда доехать можно. А в распутицу, или после даже небольшого дождичка - нет. Разве что на "Урале" или вездеходе каком. Или на танке, но танки у нас сейчас сами знаете где.

Автобус в Пасечное ходит два раза в неделю. Если ходит. Вот на этой неделе он и не пошёл - забоялся, видно. А представьте себе автобус, застрявший на пятидесятом, допустим, километре в непролазной грязи. Связи нет, дураков по этой дороге ехать - тоже нет. Сиди посреди тайги и жди, когда дорога высохнет или в Чиндате хватятся и вышлют на подмогу трактор.

И чиндатские-пасечные гости, приехавшие в Тюхтет по разным делам, крепко тут засели. У кого родня в Тюхтете - живут у родни, остальные - в гостинице, гоняют чаи с утра до вечера.

Понятное дело, у нас нашлись общие темы - я ж в Пасечном был в прошлом году, на открытии памятника жертвам политических репрессий. Кто-то меня даже вспомнил - ну ещё бы, как не запомнить городского ферта, приехавшего месить деревенскую грязь в белых штанах, сандалетах и в безрукавке, на радость мошке. Но, кстати, в Пасечном я быстро реабилитировался - когда я прошел по раскисшей от дождей улице, не замарав белых одежд и не упав ни разу, местные люди спросили, а не деревенский ли я, случаем. Конечно, деревенский, сказал я, после чего сразу превратился из Алексея Андреича в Лёху, да так им и был до самого отъезда. Что было очень комфортно - по большому счёту я и до сих пор не городской, несмотря на образование, род деятельности и т.п. Во всяком случае, в Пасечном я чувствовал себя куда более своим, чем, допустим, в Новосибирске, не говоря уже о Москве.

Умение же ходить по хлябям - его не пропьёшь. Только в дошкольном возрасте я почти не знал грязи - в Забайкалье почва песчаная. Суриково же стояло прямо на болоте, буквально на болоте. Кошурниково стояло вроде бы на горочке, и вроде бы улицы были забетонированы - но бетонирование спешно делали в октябре, под революционный праздник, чтобы бетон не замёрз, насыпали сверху опилок. Самосвалы, выезжавшие с таёжных дорог, навезли на колёсах кучу земли, которая перемешалась с опилками и превратилась в стопроцентную грязь - о том, что где-то под ней бетон, мы узнавали путём раскопок, доказывая Фомам неверующим, которые говорили, что никакого бетона там нет. Когда мы уже жили в Удачном (не в нынешнем, с коттеджами, а в том - семидесятых годов), дорога от автобусной остановки до санатория "Пионерская речка" после дождя превращалась в неслабый аттракцион, но я умудрялся проходить по ней даже ночью и сильно нетрезвым.

Деревенские жители в гостинице разувались у порога, а по нужде ходили в сортир на улице, несмотря на наличие санузла. К слову сказать, единственное, что меня раздражает в деревенской жизни - это необходимость ходить по нужде на улицу. Особенно по морозу, особенно когда запор или наоборот. Всё остальное только в радость - и дрова колоть, и печку топить, и сено косить.

К чему я это - да к тому, что с постояльцами я быстро сошёлся. Это были свои люди. Один из них, кстати, был чулымцем, и не просто чулымцем, а хранителем чулымской культуры. Это очень маленькая народность, человек пятьсот, кажется, из которых с сотню живёт в Пасечном. Их там зовут "ясачными", поскольку их предки платили ясак царю. А остальные жители Пасечного - потомки раскулаченных из Мордовии, их так и зовт "мордва". Так что там праздников больше, чем "на материке" - плюс к общегосударственным - еще и мордовские и чулымские. Да, и у чулымцев есть свой язык и свои традиции. Вот Саша и пытается этот язык сохранить, несмотря на отсутствие образования. Сотрудничает с томскими учёными, пытается открыть уроки на чулымском языке. Такой шукшинский чудик, энтузиаст. Ну вот, с ним мы чесали языками, когда остальные, по деревенской привычке, уже отправлялись спать.

12 апреля. Штаны от Кардена-2

Пока болтался я по Боготолам и Тюхтетам, мои "штаны от Кардена" прошли окончательную доработку в ателье. Ну там, как надо отрезали, подшили и всякое такое. И сегодня я их надел. На заседание епархиальной комиссии по канонизации великомучеников. Не хухры-мухры. Не пойдёшь же туда в джинсах.

И как-то мне в этих штанах от Кардена было неуютно. Вот в Питере было уютно, а тут - нет. Ну, как-то в паху жмёт и даже колет, так что двигался я слегка нараскаряку. Во пока стоишь - ничего. Как пошёл - ой-ой. Но дошёл, и комиссию отсидел, и даже дал интервью телевидению - но всё время было неуютно, временами даже очень.

Добрался до дома, глянул - вот прямо в самой промежности, в штанном шве, торчит булавка. То-то мне было неуютно, а временами так очень неуютно... А вот что она там делает, я так и не понял. Раньше её явно не было - в Питере три дня проходил в этих штанах. А может, и была, да штаны чуть ниже сидели. Зачем её туда воткнули - совсем непонятно. Был бы я конспирологом, сразу бы сообразил, что это происки врагов, которые покусились на самое святое, и далее по тексту. Но не конспиролог я...

В общем, всё как в сказке - смерть в игле, игла в яйце. Как-то так, да

13 апреля. Радио есть, а счастья нет (с)

Во всей этой нынешней катавасии меня больше всего огорчает не Путин. С Путиным давно всё ясно. Дай ему Бог здоровья, чтобы он дожил-таки до трибунала. А вот население России (народом его язык не поворачивается назвать) - это проблема. Двадцать лет назад я дал оптимистическое интервью Вадиму Латышеву (Вадим, привет!), под названием "Общество, где много компьютеров, тоталитаризму почти недоступно"..

Смешно сказать, но когда мы в конце восьмидесятых стали обучать пользователей персональных компьютеров, то ставили задачу не только техническую, но и политическую. Это были ещё времена "Эрики", дающей пять копий, и распечаток самиздата на АЦПУшных простынях. Но нам казалось, что обыкновенного принтера будет достаточно, чтобы обеспечить свободное распространение информации и, следовательно, свободное мышление.

Это ещё не было никакого интернета. Потом появился интернет, и мы, пионеры-флибустьеры, бредили новым фронтиром (сейчас единицы вспомнят, что это такое), и свобода была совсем близко - общество, в котором есть интернет, тоталитаризму недоступно без всяких "почти". Ну, мы так считали.

Отнюдь.

Нет, не так. Стилистически правильно сказать не "отнюдь", а "хуюшки".

Очень быстро пришло отрезвление (у меня уже в 2000 году, когда я написал статью "Тараканы и титаны", а затем и "Из Павлов в Савлы". Быдло, придя в интернет, стало там заниматься привычным быдлячьим делом, и к сегодняшнему дню преуспело в этом настолько, что иной раз и браузер запускать не хочется. О тех, кто в интернет не ходит и кормится тем, что дают из ящика, я сейчас не говорю. Да. кажется, таких почти и не осталось - даже древние старушки знают, как минимум, скайп. И это ничего не меняет, мы убедились в этом только что.

То есть - то, что я делал как минимум лет пятнадцать, было зря. Компьютерное просвещение, продвижение интернета в отдельно взятом регионе и всякое такое. Не в коня корм. Обидно, однако - сил было положено немало. Доступность информации - условие необходимое, но недостаточное. К нему должно прилагаться умение её обрабатывать , не говоря уже о желании её получать вообще. Которого (ни того, ни другого)не наблюдается.

Стране кирдык. и даже не потому, что власть такая, а потому, что мы такие. Власть-то может смениться (и, похоже, она сменится достаточно скоро), а население (народом его язык не поворачивается назвать) - останется в том же виде. А, значит, останется и проблема.

Такие дела.

13 апреля. Третья категория

Теоретически знал, что выселяемых по 3-й категории "кулаков" полагалось после экспроприации имущества организованно направлять в другие деревни этого же района. Однако на практике людей обычно просто бросали на произвол судьбы. И вот только проработав без малого пять тысяч дел, в шестом архиве, увидел, наконец, документальное подтверждение.


 (Тюхтетский районный архив, ф. 152, оп. 1-с, д. 400, л.41).

И, кстати: "на заднем плане" - протокол Тюхтетской районной тройки по выселению кулаков. Обратите внимание, что он по форме совершенно другой, чем в соседнем Боготольском районе (http://krasmem.livejournal.com/254998.html). Это видно, что называется, невооруженным глазом.

13 апреля. Австрийский переплёт

В каком-то "кулацком" деле попалось.

13 апреля. И такие документы попадались в "кулацких делах" нередко.

Социализм - это дефицит всего плюс всеобщая электрификация...

21 апреля. Эт точно (с)

21 апреля. Тройка

Вот тоже неожиданность - без малого 5000 дел просмотрел, такое вижу в первый раз. Хотя, казалось бы, если создаются районные тройки по раскулачиванию, должны быть и сельсоветские. Но ни разу до сих пор не видел. (Тюхтетский районный архив, ф. Р-152, оп. 1-с, ед. хр. 401, л. 11)

21 апреля. Улитка на склоне

"Он переправился по дощечке через огромную лужу на заднем дворе, обогнул курган пустых консервных банок, пролез сквозь щель в досчатом заборе и через служебный подъезд вошел в здание Управления. В коридорах было холодно и темно, пахло табачным перегаром, пылью, лежалыми бумагами. Никого нигде не было, из-за обитых дермантином дверей ничего не было слышно. По узкой лестничке без перил, придерживаясь за обшарпанную стену, Перец поднялся на второй этаж и подошел к двери, над которой вспыхивала и гасла надпись: "Помой руки перед работой." На двери красовалась большая черная буква "М". Перец толкнул дверь и испытал некоторое потрясение, обнаружив, что попал в свой кабинет. То есть, конечно, это был не его кабинет, это был кабинет Кима, начальника группы Научной охраны, но в этом кабинете Перецу поставили стол, и теперь этот стол стоял сбоку от двери у кафельной стены, и пол-стола занимал, как всегда, зачехленный "Мерседес", а у большого отмытого окна стоял стол  Кима, а сам Ким уже работал: сидел, согнувшись, и смотрел на логарифмическую линейку.

-- Я хотел руки помыть... -- сказал Перец растерянно.

-- Помой, помой,-- сказал Ким, мотнув головой.-- Вот тебе умывальник. Теперь будет очень удобно. Теперь все к нам ходить будут." (с)

21 апреля. Разгрузка распредлагеря


(Тюхтетский районный архив, ф 152, оп. 1-с, ед.хр. 122, л.18.)

21 апреля. Грамотно захват провёл...

23 апреля Добрые дела, сложные судьбы

Сегодня в Красноярске презентовали альманах "Добрые дела, сложные судьбы. Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края". Идею предложил Геннадий Рукша, бывший тогда министром культуры Красноярского края. Идея проста: в Красноярском крае было множество деятелей культуры и искусства, которые находились здесь в заключении и ссылке. Кроме того, были репрессированы красноярские деятели культуры и искусства. Все они оставили след в истории края. Организаторы Акции - Красноярская краевая юношеская библиотека и Красноярское общество «Мемориал». Молодые люди, от 15 до 25 лет, два года собирали сведения об этих людях, писали исследовательские работы. Эти работы опубликованы на нашем сайте, участвовали во всероссийском конкурсе "Человек в истории. Россия - ХХ век". А теперь лучшие работы опубликованы в альманахе, презентация которого состоялась сегодня.
Издание уникально - и по своей идее, и по способу осуществления. Отличная работа, скажу без ложной скромности. Такого ещё никто не делал. Тираж, увы, мизерный - 200 экз. Но, повторюсь, все работы вошедшие в альманах (а также не вошедшие), доступны на нашем сайте.
Подробнее о презентации и о акции можно прочитать тут:
http://memorial.krsk.ru/Work/Events/2014/20140423/0.htm.

24 апреля. Генеральный округ Таврия

Рекламировать сейчас отдых в Крыму - подлость. Ну, как если бы в третьем рейхе рекламировали курорты генерального округа Таврия. Жаль, что даже люди, которых я когда-то знал как порядочных, этого не понимают.

25 апреля. Третья категория

Ещё один протокол районной тройки по раскулачиванию, за 1930 год. Это Боготольский район. Заметим, что формат сильно отличается от протоколов того же Боготольского района в 1933 г. (http://krasmem.livejournal.com/254998.html). Вот как это было в Боготольском районе в 1930 году - ДВА разных протокола, по второй и по третьей категории. Этот - по третьей, римская тройка красным карандашом - утверждение по третьей категории. На первом листе (который не снял в спешке) была формулировка "выслать за пределы сельсовета". Напомню, что вторая категория - "выслать за пределы района", а первая - тоже выслать за пределы района, но при этом главу (а нередко и взрослых сыновей) - арестовать и осудить вплоть до ВМН.

На первом листе видна пометка "I" в первой строке- пока сельсовет оформлял семью по третьей категории, ОГПУ уже пустило её по первой. На втором листе есть резолюции типа "при отсутствии материала для подведения под вторую группу, подвести под третью группу". (Боготольский районный архив, ф. 1, оп. 1-С, ед.хр. 4, л. 3, 16)

27 апреля. Барабаны. День одиннадцатый. Дранг - нах!

Опять без малого три месяца не подходил к барабанам. Конечно, забыл всё нафиг, даже то, чему уже научился. Пришлось начинать всё заново, отрабатывать удар хлыстом, ловить палку на отскоке и так далее. И, что ни начну играть - всё какие-то военные марши получаются. Плюнул и пошёл домой. Хотя удар вроде начал получаться.

29 апреля. Два в одном

Имел тут беседу с человеком, решившим бороться с компьютерной зависимостью. В смысле - склонностью к компьютерным играм. Не своей - сам он давно переболел. В общем, идея в том чтобы образовывать общества типа анонимных алкоголиков. И не только для компьютерных игроманов но и для тех, кто подсел на "одноруких бандитов" и т.п. Я не то чтобы стал убеждать его в бесперспективности идеи. Я в этих делах никаким образом не спец, хотя положительный опыт отучения сотрудников от привычки играть на рабочем месте у меня есть. У меня всегда при себе был список всяких не очень приятных, но нужных дел. И, как только я видел, что кто-то играет в рабочее время, тут же подходил и говорил, что вот как здорово, ты освободился, а я как раз думаю, кто сможет сделать вот это.

Но дело не в этом. Пока шёл разговор, я сформулировал для себя (и для собеседника) некоторые утверждения, которыми, собственно, сейчас и поделюсь, пока не забыл. Впрочем, ряд утверждений можно и пропустить, а то пост получится длинный и никто его до конца не дочитает. Попытаюсь сказать всё одной фразой. Вот она: самодостаточный человек, который умеет собой управлять, никогда ни в какую зависимость не попадёт. И, наоборот, корень любой зависимости - в отсутствии у человека внятной жизненной цели плюс в неумении (а часто и нежелании) собой управлять. Поэтому, если мы хотим бороться с причиной, а не со следствием, нужно как-то выращивать самодостаточных людей и учить их управлять собой (а, кстати, одно без другого не ходит).

Но, увы, я знаю, как это делать с собой, а как это делать с другими - не знаю. Да и не пытаюсь узнать. Это такая штука, которую человек с собой может сделать только сам. И каждый должен сам за себя отвечать. Потому что, если ты дашь этим людям цель в жизни да ещё и методики самоуправления, то на самом деле ты создашь секту, в которой эти люди обретут очередную зависимость, уже от тебя. То есть шило сменить на мыло, что, может быть, не так и плохо, но проблему в целом не решает.

 


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2014